Новый код НЛП

Одна из статей на тему
Нейролингвистическое программирование
(НЛП)

Основные статьи
НЛП · Принципы · НЛП-психотерапия · История
НЛП и наука · Библиография · Словарь


Принципы и методы
Моделирование · Метамодель · Милтон-модель
Позиции восприятия · Раппорт · Рефрейминг
Репрезентативные системы · Субмодальности
Пресуппозиции · Позитивное намерение · ХСР
Метапрограммы · Нейрологические уровни
Якорение · Соотношение карты и территории


Связанные темы
Эмпиризм · Проблема субъекта и объекта
Общая семантика ·Субъективный характер опыта
Реальность консенсуса · Философия восприятия
Когнитивная лингвистика · Метакогниция


Персоналии
Ричард Бэндлер · Джон Гриндер · Грегори Бейтсон
Альфред Коржибски · Роберт Дилтс · Джудит Делозье
Милтон Эриксон · Вирджиния Сатир · Фриц Пёрлз
Стив Андреас · Конни Андреас · Фрэнк Пьюселик


Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Новый код НЛП (Новый код нейролингвистисческого программирования) — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих оригинальный вариант нейролингвистического программирования, называемый «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером, со-автором классического кода, и его коллегой Джудит Делозье в середине 1980-х годов в ответ на критику первого поколения техник НЛП. Последователей классического НЛП критиковали за излишнюю механистичность процессов, личную неконгруэнтность во время применения «техник-ритуалов» и в недостаточном внимании к системным источникам возникновения проблем.

Содержание

Новый код и классическое НЛП

Как утвержает Гриндер, Новый код был разработан под влиянием идей антропологаГрегори Бейтсона о теории информации, книг Карлоса Кастанеды, а также того опыта, который Гриндер получил во время своего визита в Конго, где он обучался местным традициям танца, пения и игры на барабанах. В отличие от классического кода, который во многом являлся продуктом НЛП-моделирования «гениев» психотерапии, таких как Милтон Эриксон, Фриц Перлс и Вирджиния Сатир, новый код является продуктом сознательной разработки, дизайна.

Список основных паттернов Нового кода НЛП, отличающих его от классического:

1) Множественные позиции восприятия, в частности, тройное описание (1-я, 2-я и 3-я позиции).

2) Явное задание рамки взаимодействия (задача, намерение, проверки на существенность).

3) Упорядоченные взаимоотношения, включая иерархии, такие как логические уровни Бэйтсона (в отличие от «нейро-логических уровней» Роберта Дилтса).

4) Линии времени (разработанные в качестве упражнения на совместном семинаре Гриндера и Роберта Дилтса в начале 80-х).

5) Вербальный набор (Verbal Package) — усовершенствованная и упрощенная версия Мета-модели.

6) Единый формат изменений (4-шаговая модель).

7) Упражнения на «выслеживание» состояний («сталкинг»).

8) Многочисленные способы коммуникации с бессознательным через непроизвольные сигналы.

9) Применение характерологических прилагательных.

В настоящее время, большая часть из этих паттернов включается в дизайн курсов «НЛП-практик» и «НЛП-мастер», проходящих в России.

Основное заявленное приложение Нового кода — само-мастерство, управление собственными состояниями. Наиболее заметным технологическим отличием нового кода от классического НЛП является большая степнь доверия бессознательному: выбор ресурсов, небходимых для осуществления желаемого изменения, осуществляется не через диссоциированный анализ ситуации, а через погружение в так называемое «высокопродуктивное состояние» (high performance state), в котором выбор осуществляется бессознательно, автоматически.

«Высокопродуктивное состояние» в терминологии Гриндера представляет собой разновидность внешнеориентированного трансового состояния, похожего на то, которое вызывается танцем или активной игрой. В описании «высокопроктивного состояния» Гриндером прослеживаются параллели с исследованиями «состояния потока» американского психолога М.Чиксентмихайи. Для попадания в «высокопродуктивное состояние» используются специально разработанные процессы — игры Нового кода.

Единый формат изменений (4-шаговая модель)

В наиболее общем виде процесс изменений нового кода можно описать так:

1) «Клиент» выбирает конкретную ситуацию в жизни, в которой ему бы хотелось достичь позитивных изменений.

2) «Оператор» помогает «клиенту» настолько подробно, насколько это возможно, перепрожить ситуацию здесь и сейчас, воспроизведя в воображении все стимулы, которые предъявляет ситуация клиенту: образы, звуки, ощущения, внутренний диалог (при работе с сильными травматическими опытами применяется несколько иной подход).

3) «Оператор» вызывает у «клиента» высокопродуктивное состояние с помощью игр Нового кода.

4) «Оператор» вновь помещает «клиента» в воображаемый проблемный контекст. Критерием успешного выполнения техники являются субъективное улучшение восприятия «клиентом» старой ситуации в новом состоянии. В дальнейшем производится поведенческая проверка — «клиент» в реальной жизни возвращается в проблемную ситуацию и обнаруживает (либо не обнаруживает) там новые, более продуктивные способы реагирования на предъявляемые стимулы.

На практике возможно самостоятельное применение данной модели, то есть роль «оператора» может быть выполнена самим «клиентом» либо компьютерной программой.

Игры нового кода представляют собой 10-15 минутные процессы, более всего напоминающие динамические медитации , основная функция которых — перегрузка сознания и создание условий для сильной концентрации на игре. Гриндер предлагает шесть критериев, при которых процесс может быть успешным в вызове высокопродуктивного состояния:

1) Задействованы оба полушария головного мозга.

2) Задействованы все репрезентативные системы (подробнее см. статью НЛП), причем не только на вход, но и на выход, то есть игрок должен активно взаимодействовать с окружением.

3) Параллельный процессинг — игрок должен выполнять действия, вовлекающие разные полушария и разные репрезентативные системы одновременно.

4) Игрок поддерживает минимальное мышечное напряжение.

5) Игра включает в себя ритмический компонент.

6) Игра масштабируется, то есть существует возможность делать ее проще или сложнее в зависимости от навыков игрока.

Классическими играми нового кода являются «Алфавит» и «НАСА».

Литература:

  • Д. Гриндер, Д. Делозье «Черепахи до самого низа», — М.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-165-5
  • Д. Гриндер, К.Бостик-Сен Клер «Шёпот на ветру. Новый код в НЛП», — М.: Прайм-Еврознак, 2005. ISBN 5-93878-188-4
  • Т. В. Гагин, С. С. Уколов «Новый Код НЛП, или Великий Канцлер желает познакомиться!», — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. ISBN 5-89939-098-0

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home