Знаки альтерации

В музыкальной нотации зна́ками альтера́ции (от лат. alteratio, -onis, f) называются особые пометы (диез \sharp, бемоль \flat и бекар \natural, обозначающие соответственно повышение, понижение стоящей справа ноты на полутон и отмену предыдущего знака.

Правила использования

Диез и бемоль могут использоваться двумя разными способами.

  1. Если знак стоит сразу после ключа на какой-либо из линеек/междустрочий нотного стана, то всякая нота, встречающаяся в тексте этого произведения на этой линейке/междустрочии, должна быть повышена на тон по сравнению с её обычным положением, определяемым ключом. Такая постановка знаков называется постановкой при ключе и зависит от тональности музыкального произведения. При такой постановке знаки пишутся в начале каждой строчки после ключа.
  2. Если знак стоит при ноте (знак может стоять при ней, если он ещё не стоит на данной линейке/междустрочии при ключе), то он означает повышение всех стоящих справа от него нот до конца такта, находящихся на той же высотной позиции, что и знак. При этом если, например, на линейке при ключе стоит диез, а в тексте нужно повысить ноту ещё на полутон, то при ней ставится дубль-диез (то есть знак при ноте обозначает изменение высоты ноты по сравнению с её обычным положением, независимо от уже имеющихся знаков при ключе).

Бекар, исходя из своего определения, может стоять только при ноте.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home