Меркава

Боевая масса, т  Mk.1 - 56т, Mk.2 - 60т, Mk.3 - 63т, Mk.4 -65т
Экипаж, чел.  4
Габаритные размеры, мм
Длина корпуса  7.6 м
Длина с пушкой вперёд  8.3 м
Ширина корпуса  3.71 м
Общая высота  2.66 м
Клиренс  0.53 м
Защита танка
Тип брони  Мк.1 - разнесенная, Мк2/Мк3/Мк4 - комбинированная
Система постановки дымовых завес  12 дымовых гранатометов, термодымовая аппаратура (ТДА)
Вооружение
Модель пушки  Mk.1/Mk.2 - M68, Mk.3/Mk.4 - MG251
Тип пушки  Mk.1/Mk.2 - стабилизированная нарезная пушка, Mk.3/Mk.4 - стабилизированная гладкоствольная пушка
Калибр пушки, мм  Mk.1/Mk.2 - 105, Mk.3/Mk.4 - 120
Длина ствола пушки, калибров / мм  Mk.1/Mk.2 - 51, Mk.3/Mk.4 - 44 /
Боекомплект пушки  Mk.1/Mk.2 - 62, Mk.3/Mk.4 - 46
Пулемёт(ы)  спаренный с пушкой пулемёт калибром 7,62 мм, два пулемёта калибром 7,62 мм над люками командира и заряжающего.
Боекомплект пулемёта(ов)  10,000
Другое вооружение  60-мм миномёт.
Двигатель
Тип двигателя  дизельный.
Мощность двигателя, л.с. (кВт)  Mk.1/2 -900 л.с., Mk.3 - 1200 л.с., Mk.4 -1500 л.с.
Ходовая часть
Число опорных катков на борт  6
Диаметр опорных катков, мм  790 мм
Ширина гусеницы, мм  Mk.1/Mk.2 - 640 мм, Mk.3/Mk.4 - 660 мм
Ходовые качества
Скорость по шоссе, км/ч  Mk.1/2 - 56 км/ч, Mk.3/4 - 60 км/ч
Запас хода по шоссе, км  500 км
Преодолеваемый подъём, град.  30 град
Преодолеваемая стенка, м  1 м
Ширина преодолеваемого рва, м  3 м
Преодолеваемый брод, м  1.38 м

Меркава́ (ивр. מרכבה, колесница) — серия основных боевых танков, разработанных и произведённых в Израиле. Первый танк серии был произведён в Израиле в 1979. «Боевое крещение» танки получили во время Израильско-ливанского конфликта в 1982.

Содержание

История создания

Программа разработки танка «Меркава» была утверждена в августе 1970-го, вскоре после отказа Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Работы по проектированию возглавил генерал-майор Израиль Таль, что необычно для мировой практики танкостроения. Таль был не инженер, а боевой офицер, участник всех арабо-израильских войн. Во время шестидневной войны он командовал одной из трех бронетанковых колонн, сокрушивших египтян на Синае, а в конце 60-х годов занял пост командующего бронетанковыми войсками армии обороны Израиля.

Стальной макет танка был изготовлен уже в апреле 1971-го, в течение 1972-го отрабатывалась концепция переднего размещения МТО на переделанном танке «Центурион». В декабре 1974-го были построены первые два опытных образца. Первые 4 серийных танка были переданы АОИ в апреле 1979-го, а в октябре того же года «Меркава Мк.1» была официально принята на вооружение.

«Меркава Мк.1»

Характерной особенностью танка является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объем кормовой части корпуса машины, что позволяет разместить в нем дополнительное количество боеприпасов либо использовать его для перевозки десанта или раненых, появляется возможность покидать экипажу танк через броневую дверь в корме.

Корпус и башня танка - литые, имеют большие углы наклона брони (до 75 - 80°). Съемный верхний лист броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нем простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками. Еще одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения.

Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления. У механика-водителя установлены три неподвижных перископических прибора, причем средний может заменяться бесподсветочным прибором ночного видения. Из-за значительного смещения его рабочего места к правому борту и незначительного угла наклона верхнего бронелиста МТО обзор механика-водителя влево сильно ограничен. Механик-водитель попадает на свое место или через кормовой люк и боевое отделение, или через сдвижной люк в верхнем бронелисте корпуса.

Основной запас топлива размещен в топливных баках, установленных в задней части бронированных надгусеничных ниш. В надгусеничных спонсонах имеющих разнесенное бронирование, между бронелистами расположены агрегаты, повреждение которых не ведет к потере танком боеспособности. В верхней передней части правой и левой надгусеничных ниш находятся решетки для забора воздуха, охлаждающего двигатель. Решетки для выпуска воздуха и отверстие для выброса отработанных газов находятся в боковой части правой надгусеничной ниши. Смешение выхлопных газов с охлаждающим воздухом способствует снижению заметности танка в ИК диапазоне. Забор воздуха для питания двигателя осуществляется через решетку из зоны за ступенькой верхнего бронелиста МТО с правой стороны башни.

Башня танка «Меркава» имеет клинообразную форму, что способствует рикошету снарядов при обстреле с передней полусферы. Броня башни разнесенная, в промежутке между стенками устанавливаются дополнительные защитные элементы. Объем башни значительно меньше, чем у других западных основных боевых танков; за счет низкой посадки членов экипажа удалось уменьшить высоту башни и снизить площадь ее лобовой проекции примерно до 1 м2. К кормовой нише башни крепится большая корзина.

На «Меркаве» установлена американская 105-мм нарезная пушка М68 (лицензионный вариант английской L7). Все орудия для «Меркав» изготовлены фирмой «Израил Милитэри Индастриз». Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -8,5° до +20°. На стволе монтируется термоизоляционный кожух. Маска пушки, как и на танке «Чифтен», отсутствует. Боекомплект танка составляет 62 выстрела, однако при необходимости, так сказать в перегруз, его можно увеличить до 86 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов - оперенным бронебойным подкалиберным, кумулятивным, бронебойно-фугасным, дымовым и снарядом с готовыми поражающими элементами. Большая часть боезапаса (48 выстрелов) расположена в кормовой части корпуса танка в контейнерах из стекловолокна с внутренним резиновым теплоизоляционным покрытием, по четыре снаряда в каждом.

Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости электрогидравлические. Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок размещаются в кормовой нише башни и отделены от боевого отделения бронеперегородкой.

Вспомогательное вооружение включает спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый в Израиле по бельгийской лицензии. Пулемет установлен слева от пушки. Еще два таких же пулемета смонтированы на кронштейнах рядом с люками командира и заряжающего. Общий боекомплект к пулеметам составляет 10.000 патронов. Над стволом пушки предусмотрена установка дистанционно управляемого пулемета калибра 12,7 мм; прицеливание крупнокалиберного пулемета осуществляется с помощью основного прицела наводчика. 60-мм миномет установлен на левой стороне крыши башни; стрельбу из него ведет заряжающий. Боекомплект - 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин.

Рабочее место наводчика расположено слева от пушки. У наводчика установлен оптический прицел с 8-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером и перископический смотровой прибор. Перед оптической головкой прицела к поверхности башни приварены специальные ребра, способствующие рикошету пуль и осколков снарядов. Информация о дальности до цели от лазерного дальномера поступает в баллистический вычислитель. Данные о скорости цели, угле крена оси цапф, атмосферных данных (скорость ветра, давление, температура) вводится в вычислитель автоматически, а о типе снаряда и износе канала ствола - вручную. Датчики атмосферных параметров установлены на выдвижной телескопической мачте, расположенной слева в кормовой части башни. Вспомогательный прицел у наводчика не установлен.

Командир располагается сзади наводчика, его сиденье приподнято по отношению к сиденью наводчика. У командира установлен панорамный оптический прицел с переменным увеличением (от 4х до 20х). Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела-дальномера наводчика, благодаря чему он может давать последнему целеуказание, а при необходимости вести огонь из пушки вместо наводчика. В дополнение к панорамному прицелу вокруг люка командира установлены пять перископических неподвижных смотровых приборов.

Место заряжающего находится слева от пушки. У него установлен один поворотный наблюдательный прибор. При необходимости заряжающий может выполнять функции механика-водителя или наводчика. Радиосвязное оборудование размещается в башне, слева от места заряжающего.

В задней части корпуса расположен отсек для размещения боекомплекта, резервного экипажа или шести десантников. Там же можно установить четверо носилок с ранеными или дополнительные канистры со снарядами. В кормового бронелисте имеется двустворчатый люк шириной 600 мм для доступа в боевое отделение. Верхняя часть люка открывается вверх, нижняя - вниз. Тактика использования танка «Меркава» не предусматривает перевозку солдат на поле боя. Стандартным считается экипаж из четырех человек и размещение в кормовом отсеке боекомплекта.

Двигатель - американский дизель воздушного охлаждения Теледайн Континентал AVDS-1790-5А с турбонаддувом. Дизель представляет собой форсированный до 900 л.с-двигатель AVDS-1790, ставившийся на американские танки М60 и израильские «Центурион» и М48. Трансмиссия также американская, Аллисон CD-850-6В, но модернизированная израильскими специалистами, полуавтоматическая, гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота.

Подвеска независимая, пружинно-балансирная. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удаленную от корпуса часть, а три - за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков - 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырех болтах и может быть быстро заменен при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колеса переднего расположения. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесенным бронированием днища повышает защищенность корпуса при детонации мины.

Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков - 640 мм, количество траков в гусенице -110, длина опорной поверхности - 4,52 м. Ходовая часть прикрыта шестисекционными экранами, изготовленными из стальной брони. Экраны могут откидываться вверх для доступа к элементами подвески.

В боевом и моторно-трансмиссионном отделении смонтирована быстродействующая автоматическая система пожаротушения «Спектроникс». Танк также оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Фильтро-вентиляционная установка коллективного типа установлена в кормовой части корпуса. Доступ к фильтро-вентиляционной установке осуществляется через дверцу размером 80х80 см, которая находится справа от оси танка в кормовом бронелисте. Левая такая же дверца закрывает отсек с аккумуляторными батареями.

Серийное производство «Меркава Мк.1» началось в середине 1979-го. Всего было произведено около 250 танков этой модели. Все танки «Меркава Мк.1» были частично модернизированы до уровня Мк.2 («Меркава Мк.1B»).

«Меркава Мк.2»

С учетом опыта, полученного в ходе войны 1982 года, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка «Меркава Мк.2», который отличается от предшествующей базовой модели усиленной броневой защитой, повышенной проходимостью и увеличенной огневой мощью.

Бронирование башни усилено путем установки накладных экранов с комбинированной броней. Стальные бортовые экраны так же были заменены экранами с применением брони нового типа. Экраны подвешены на стальных листовых рессорах с целью уменьшения вероятности их потери при движении по сильно пересеченной местности. В нижней части кормы башни по ее периметру подвешены металлические цепи с шариками. Они служат своего рода противокумулятивными экранами, предназначенными для уменьшения поражающего действия кумулятивных снарядов и ПТУР, так как боевые части последних срабатывают до встречи с основной броней танка. На корму корпуса навешены корзины для имущества, так же служащие противокумулятивными экранами. Миномет перенесен с крыши во внутрь башни. Теперь стрельба и заряжение осуществляется изнутри танка.

Модифицирована система управления огнем за счет установки более совершенного баллистического вычислителя и нового лазерного дальномера. СУО была разработана израильской фирмой Элбит и получила название «Матадор-2». С октября 1984-го в состав СУО включен тепловизор («Меркава Мк.2B»).

Полуавтоматическая трансмиссия «Аллисон» CD850-6BX заменена на более надежную автоматическую трансмиссию израильской фирмы «Ашот». Емкость топливных баков увеличена на 25%. Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.

Производство танков «Меркава Мк.2» началось в сентябре 1983-го. Общее количество построенных Мк.2/2В оценивается в 550-600. В настоящее время танками «Меркава Мк.2» вооружена 7-я регулярная бригада АОИ.

«Меркава Мк.3»

Защищенность танка повышена за счет применения модульной броневой защиты корпуса и башни. Более половины их передних и боковых поверхностей защищены модулями так называемой "специальной брони", которые крепятся к основной конструкции корпуса и башни болтами. Израильские специалисты не объясняют, что представляет собой данная броня. Касаясь, в частности, башни, они сообщают лишь то, что закрепленные на ней болтами модули - это коробки из стальной брони, внутри которых содержатся пакеты "специальной брони". Западные эксперты считают, что "специальная броня" модулей является, видимо, многослойной, пассивного типа.

Защищенность со стороны кормы увеличена путем установки в кормовом бронелисте бронированных топливных баков вместо отсеков фильтро-вентиляционной установки и акуумуляторных батарей. Трубопроводы горючего от дополнительных баков проведены в межбронном пространстве надгусеничных спонсонов. ФВУ перенесена в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи устанавливаются в надгусеничных нишах-спонсонах. Также с целью повышения живучести танка гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости были заменены электрическими.

Другим фактором, повышающим выживаемость танка «Меркава Мк.3» на поле боя, явилось применение системы обнаружения лазерного излучения LWS-2. Два широкоугольных датчика системы монтируются по бортам в кормовой части башни, один - над стволом орудия. Три датчика дают суммарный круговой охват, информация об азимуте источника облучения выводится на небольшой дисплей, установленный рядом с рабочим местом командира. Это дает экипажу танка время на принятие решения об использовании средств маскировки или противодействия при помощи штатного вооружения.

Установка 120-мм гладкоствольной пушки MG251 производства Израил Милитэри Индастриз резко усилила огневую мощь танка. Конструкция пушки во многом аналогична германскому 120-мм танковому орудию Rh-120 и американскому М256, однако система отката ствола после выстрела израильской пушки более компактная. Отличаются также теплоизоляционный кожух ствола и эжектор.

Стандартный боезапас к орудию по сравнению с танками Mk.1 и Mk.2 уменьшен до 46 выстрелов. Выстрелы хранятся в индивидуальных контейнерах, конструкция которых аналогична четырехснарядным контейнерам, применявшимся на танках предыдущих модификаций. Пять готовых к выстрелу снарядов из 46 находятся в специальном магазине барабанного типа, установленном на вращающемся полике башни. На танке «Меркава Мк.3» применена новая система управления огнем «Матадор-3», созданная израильской фирмой «Элбит», В нее входят стабилизированный комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы. Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела наводчика. Командир также пользуется широкоугольным поворотным перископом наблюдения. Он может давать наводчику целеуказания, а при необходимости вести огонь из пушки. Система управления огнем сопряжена с двухплоскостным стабилизатором орудия. Отмечается, что наличие этих средств позволяет вести эффективный прицельный огонь с ходу.

В МТО установлен форсированный до 1200 л.с. дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR. Увеличение мощности достигнуто в основном за счет использования турбонагнетателя новой конструкции и усовершенствованной системы охлаждения. В едином блоке с дизелем смонтирована трансмиссия израильской фирмы Ашот, аналогичная устанавливаемой на «Меркава Мк.2»

Подвеска независимая пружинного типа. На четырех опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках - гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков достигает 300 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром. Как считают израильские специалисты, танк «Меркава Мк.3» обладает хорошей подвижностью, в том числе в условиях горно-пустынной местности.

Серийное производство «Меркава Мк.3» началось в апреле 1990 г. С лета 1990 г., в связи с вторжением Ирака в Кувейт, сборка новых танков на некоторое время была свёрнута, а все силы брошены на ремонт имеющейся техники. Серийное производство возобновилось в начале 1991 г.

В 1994 г. производство сменилось на модель «Меркава Мк.3B». Основное отличие - дополнительное бронирование крыши башни. Так же была изменена форма люка заряжающего и изменена установка внутреннего миномета. Несколько позже был интегрирован кондиционер в систему ФВУ.

В 1996 г. началось производство следующей модификации - «Меркава Мк.3B Baz». Основное отличие от Мк.3В новая СУО «Баз» (коммерческое название - «Knight Mk.3»). На иврите «Баз» означает «Сокол», но по некоторым источникам это сокращение, расшифровывающееся как «Барак Зоhер» - «Сверкающая молния». Среди прочего, «Баз» способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме (automatic target tracker), что резко повышает вероятность их поражения и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, в СУО включён независимый панорамный прицел командира.

В 1999 г. началось производство последней модификации Мк.3 - «Меркава Мк.3D». Главное отличие - модули новой конфигурации, т.н. 4-го поколения, обеспечивающие значительно лучшую круговую защиту башни. Так же были применены новые цельнометаллические (вместо обрезиненных) опорные катки.

Всего, за 10 лет (1990-2000 г.г., с учётом прекращения производства в 1990/1991 г.г.) построено 480-680 танков «Меркава Мк.3», т.е. темп производства составил около 50 танков в год (при возможности строить не менее 120 машин в год). Танками «Меркава Мк.3» вооружена 188-я регулярная бригада.

«Меркава Мк.4»

В отличие от предыдуших моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля "Теледайн Континенталь" AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Мк.4» установлен дизель GD883 американской фирмы "Дженерал Дайнемикс" (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л.с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.

Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя. Кроме того водитель получил камеру заднего обзора. Убраны решетки забора воздуха на нишах (осталась только решетка выхлопа с правой стороны). Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни. Прицел наводчика перенесен на крышу, орудие оснащено маской. Так же значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть как на моделях Мк.3B и Мк.3D. В результате этих мер заряжающий был лишен люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма.

Танк оснащен новым панорманым прицелом командира с независимым тепловизором и боевой информационной системой. В нише башни за броневой перегородкой установлен барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены как и прежде в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса.

Модернизации подверглись также пушка, миномет, ходовая часть.

«Меркава Мк.4» была принята на вооружение в 2002-ом. В 2005-ом завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки.

Модернизации

  • «Меркава Мк.1B» (1983) — частичная модернизация уже построенных Мк.1 до уровня Мк.2. На корзину на корме башни навешан противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; СУО «Матадор Мк.1» модернизирована до уровня Мк.2 или Мк2В. В то же время на башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался во внешнем исполнении (на правом борту башни), на корме корпуса нет корзин для имущества (выполняют роль противокумулятивных экранов).
  • «Меркава Мк.2D» (1999) — модернизация ранее построенных «Меркава Мк.2В»; Дополнительное бронирование корпуса и башни т. н. «бронёй 4-го поколения» (Не надо путать её с танками 4-го поколения, подразумевается лишь то, что «Меркава Мк.1» имела броню 1-го поколения, Мк.2 — второго, а Мк.3 — третьего.)

Источники информации

1. М.Никольский, "Меркава" (Техника и Вооружение № 1 за 2000 год)

2. Полковник Е.Викторов, ИЗРАИЛЬСКИЙ ТАНК "МЕРКАВА" (ЗВО)

3. Олег Грановский, Танк "Меркава" (Waronline)

4. Marsh Gelbart, Modern Israeli Tanks and Infantry Carriers (Osprey Publishing)

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home