Красная церковь в Вичуге

Храм Воскресения Христова (Красная церковь) в Тезино расположен в городе Вичуга Ивановской области на территории Тезино (бывшего села, ныне района города).

Один из крупнейших храмов Центральной России, яркий памятник русского культового зодчества начала ХХ века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно. Церковь возведена по проекту известного московского архитектора И. С. Кузнецова на средства местного фабриканта Ивана Александровича Кокорева в память о трагически погибшей дочери.

Содержание

Гибель Лидии и строительство храма

8 июня (26 мая по старому стилю) 1907 года 19-летняя младшая дочь И. А. Кокорева Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Ожоги были столь велики, что через пять дней она скончалась. 30 мая (12 июня) 1908 года в годовщину смерти Лидии была проведена торжественная закладка храма. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, символизируя этим огонь. Строительство закончилось в 1911 году. Освящение храма состоялось 5 (18) июня 1911 года. Правый придел был посвящён мученице Лидии.

Идея храма и его архитектурное описание

В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых элементов древнерусской нации — Успенского собора и колокольни Ивана Великого.

Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора Московского Кремля, очень своеобразно варьирует тип соборного храма, пятиглавого и трёхнефного, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями апсид и позакомарным покрытием увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны играющие роль контрфорсов сильно вынесенные лопатки, которые членят фасады на три прясла (среднее — чуть повышенное) с полуциркульными закомарами. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами-экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними.

Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней — прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале XX века), но немного выше (высота — около 90 м) московского прототипа (это было личное пожелание Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два света с закомарой на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников; выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем — еще меньший восьмерик с узкими арочными проёмами, переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников «вперебежку». Утраченная золочённая надпись в два ряда под куполом колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1700 пудов (более 27 тонн).

В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений.

Майоликовые панно храма

Порталы, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, вогнутые плоскости экседр и тимпаны восточных закомар декорированы майоликовыми панно — уникальными произведениями монументального искусства начала XX века в стиле модерн. Такие панно, очень крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются более ни в одном сооружении. Майолика была выполнена по рисункам Ивана Кузнецова на Абрамцевском гончарном заводе. По приблизительным подсчётам, майолика Красного храма состояла из 12-14 тысяч керамических плиток.

Следует заметить, что глубоко верующий Иван Кокорев, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, в храме Воскресения Христа реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии. И идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах.

Композиции панно представляют собой оригинальную переработку традиционных древнерусских образцов XVII века. Главенствующая роль в них отведена линии, точно очерчивающей контуры изображений и прорисовывающей детали. Особую изысканность и легкость придает сценам характерный для модерна нежный холодный колорит, сочетающий светло-голубые, фиолетовые, изумрудно-зеленые и приглушенные красные тона.

Западную стену нижнего яруса колокольни занимало панно, изображавшее «Деисус» и двенадцать апостолов в круглых медальонах. К сожалению, в 2004 году это панно, которое выглядело наиболее сохранившимся, утрачено (по утверждению местного духовенства, оно обрушилось). На его месте появилась современная роспись, никак не связанная ни с духом храма (во многом старообрядческим), ни с утраченным сюжетом.

На западном портале с килевидным завершением представлены «Спас Нерукотворный» и склоняющиеся к нему святые.

Самые большие композиции украшают плоскости монументальных экседр на южном и северном фасадах. В них помещены сцены, обычно располагавшиеся в XVII веке в конхах или на своде храмов. На южном панно вверху — Саваоф в мандорле, ниже было крупное изображение Христа, по сторонам входного портала на облаках — архангелы Михаил и Гавриил, а на портале, в круглых медальонах, — «Деисус». Северную экседру занимает композиция «Да молчит всякая плоть», как правило, располагавшаяся в конхе и восточной стене центрального алтаря в памятниках Древней Руси. На портале в медальонах — Христос Эммануил, ангелы и отцы церкви.

В закомарах над апсидами помещены еще три панно: «Достойно есть», «Новозаветная Троица» и «Богоматерь Оранта»; композиционная схема каждого из них подчинена мотиву круга.

Интерьер храма

Основное помещение храма не имеет опорных столбов, кровля опирается на бетонные своды. Это нововведение позволило внутреннее пространство храма существенно расширить как зрительно, так и фактически. Церковь может вместить 3 тысячи человек.

Интерьер храма — помещение зального типа с двумя мощными арками между боковыми стенами, на которые в каждом пролёте опираются две дополнительные арки, расположенные по осям межапсидных стен. В результате перекрытие членится на девять ячеек: над квадратными ячейками в центре и по углам поставлены световые барабаны на парусах с куполами, а прямоугольные рукава креста перекрыты вспарушенными сводами. Открытые в храм апсиды имеют коробовые своды с конхами; такие же своды у западной паперти. Нижний ярус колокольни перекрыт сомкнутым сводом; переход к последующим ярусам осуществляется при помощи тромпов. Сохранился пол из чугунных плит и решетки с концентрическими кругами в ряде окон.

Богатейшее внутреннее убранство было выполнено в едином стиле по эскизам Кузнецова. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, была выполнена в древнерусской манере художниками палехской мастерской Сафонова и состояла более чем из четырёхсот сюжетов. К сожалению, стенопись 1911 года масляными красками внутри собора сильно пострадала во время пожара 1970-х годов. В настоящее время она заменена современной росписью. Частично сохранилась лишь роспись притвора, где на коробовом своде и западной стене написана сцена «Страшного суда» в характерной для конца XVII века манере — с многочисленными персонажами, измельченной проработкой ликов и одежд. Все изображения даны на золотом фоне. Шестиярусный иконостас духе эклектики, один из самых грандиозных в Центральной России (его высота была 14 метров), не сохранился. Он был богато украшен позолоченной резьбой в древнерусском стиле.

Дом причта

Интересный пример крупного жилого здания в неорусском стиле. Кирпичные стены выполнены в лицевой кладке. Двухэтажный, прямоугольный в плане объем усложнен ризалитом парадного входа в центре южного, обращенного к храму фасада, и одноэтажной пристройкой «чёрных» сеней на восточном торце. Силуэт вальмовой кровли обогащают маленькие чердачные окошки с островерхим щипцовым покрытием. Углы объема подчеркнуты широкими гладкими лопатками. Под венчающим карнизом — поясок из ступенчатых кирпичных арочек. Окна без наличников (арочные в первом и прямоугольные на втором этаже) сгруппированы по два. Живописность фасадам придают пологие щипцовые подвышения венчающего карниза на южном и торцовых фасадах и богато украшенный ризалит парадного входа. Стены первого этажа в ризалите декорированы ширинками, открытая терраса второго — с крупными арками, опирающимися на короткие цилиндрические столбики, — завершена щипцом.

Источники

  • «Купеческое строительство в Ивановской обл. Выпуск 2» (каталог). — М., 2004. Стр. 73-76. (архитектурное описание взято отсюда).
  • М. М. Сметанин, Н. Г. Ремизова "История фабрики «Красный Профинтерн». — Иваново, 1994. Стр. 55-57. (отсюда взяты обстоятельства гибели Лидии).
  • О. И. Арзуманова, В. А. Любартович, М. В. Нащокина, «Керамика Абрамцева». — М.: Жираф, 2000. Стр. 59-63.
  • М. В. Нащокина, «Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты». — М.: Жираф, 2000. Стр. 173—177 (об архитекторе И. С. Кузнецове). В 3-м издании книги (2005 г.) появились интересные архивные фотографии храма.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home