Вариационная форма

Вариацио́нная фо́рма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций).

Тема может быть оригинальной или заимствованной. В 1718 веках вариации часто были в жанре арии, танца и др.

Наиболее типичные качества темы:

  • песенный характер;
  • форма — период или простая двух-, реже трёхчастная;
  • экономность гармонии и фактуры, которые обогащаются в процессе вариационного развития.

В музыке 20 века встречаются нетрадиционные темы — отдельные аккорд, интервал, звук. Специфические качества вариационной формы — тематическое единство и целостность и вместе с тем замкнутость частей и относительная статичность.

Типы вариаций (классификация по различным признакам):

  • по степени отхода от темы:
    • строгие (сохраняются тональность, гармонич. план и форма)
    • свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием);
  • по методам варьирования:
    • орнаментальные (или фигурационные)
    • жанрово-характерные
  • по количеству тем:
    • однотемные
    • двойные (тройные),
  • также:
    • остинатные (тема повторяется без изменений в одном голосе)
    • неостинатные.

Вариационная форма зародилась в народной музыке и широко используется в ней (например, у рожечников, балалаечников, гармонистов и др.). В профессиональной музыке разных эпох распространены определённые вариационные формы: в старинной музыке — на basso ostinato, у венских классиков — с преобладанием строгих фигурационных вариаций (классическая вариационная форма, в 19 веке — свободных жанрово-характерных, вариации с удержанной мелодией («глинкинские»), в 20 веке — модификации всех названных.

При фигурационном варьировании в каждой из вариаций используется единый орнаментальный рисунок; возможна смена ладового наклонения при сохранении тоники.

Среди приёмов варьирования:

  • арпеджирование,
  • гаммообразное движение,
  • смена регистров,
  • диминуция,
  • смещение мелодических и гармонических опор на иные метрические доли.

В остинатных вариационных формах варьирование косвенное, посредством обновления свободных голосов.

Цельность классической вариационной формы достигается интонационным и тонально-гармоническим единством с темой, единой линией развития, группировкой вариаций по сходству или контрасту, благодаря чему образуется «форма 2-го плана», например, трёхчастная структура.

Заключительный раздел часто обнаруживает черты коды, чему способствуют повторение темы, ускорение темпа, увеличение масштаба последней вариации, привлечение формы фуги и т. п.

Из профессиональных образцов вариационной формы с 13 века получили распространение полифонические вариации на cantus firmus, с 16 века — пассакалья, чакона. Фигурационное варьирование связано с развитием европейского инструментализма (в том числе диференсиас, глосы, дубль, органная партита). В вариационной форме пишутся самостоятельные, крупные сочинения, арии, хоры, песни.

Вариационность как общий принцип обновлённого повторения встречается во всех видах музыкальных форм и в любых построениях — репризе, начальном периоде, фразе, мотиве.


Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home