Антропологическая лингвистика

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Антрополингвистика, антропологическая лингвистика — раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого мышления на основе ее отражения в соответствующей эволюции языка (прежде всего его лексики). Ее исходным положением является то, что практически все исторические изменения в человеческом сознании, развитии культуры и росте знаний отражаются в лексической системе языка. Проведенные за последние десятилетия десятки исследований эволюции различных областей знаний, отраженной в историческом развитии соответствующих терминологий показали, что характер мышления был различным на разных стадиях развития мыслительных способностей человека. В истории формирования любой области научного знания можно выделить ряд основных этапов развития и, прежде всего, донаучный и научный этапы. При исследовании эволюции старых областей знания мы можем выделить три этапа их развития — донаучный этап, когда в мышлении люди пользовались представлениями и называющими их обычными словами, протонаучный этап (ранний, примитивно-научный), оперирующий специальными представлениями, наименования которых являются прототерминами, и собственно научный этап оперирования понятиями и терминами.

При сопоставлении синхронных срезов терминологий, выступающих в качестве средства оформления соответствующих понятийных систем, соотнесенных с различными хронологическими эпохами, можно определить скорость развития определенного концептуального фрагмента картины мира, его количественные и качественные исторические изменения, стадии специализации и филиации отдельных научных дисциплин. Это может явиться надежной основой науковедческих исследований, направленных на раскрытие причин и условий ускорения развития научной мысли. Это также дает возможность реконструировать исторические состояния и тенденции развития культуры. Поэтому антрополингвистика связана с такими науками, как эпистемология, антропология, науковедение, возрастная психологии, социальная психология, этнолингвистика и лингвокультурология.

Появление антрополингвистики было провозглашено в «Белостокском манифесте», подписанном известными терминоведами Великобритании, Германии, Польши, России и Украины в 2004 г. в Белостоке на коференции, результаты которой отражены в первом томе «Белостокской серии антрополингвистики» — Language and Culture. — Белосток, 2004. В 2005 г. вышел в свет первый учебник антрополингвистики — Основы антрополингвистики (к лингвистическим основаниям эволюции мышления). — М., 2005 и в этом же году в Нижнем Новгороде была защищена первая диссертация по данной тематике.


Основные постулаты антрополингвистики

  1. Развитие знаний сопровождается их постоянной специализацией. В целом, по данным науковедения, в среднем каждые 25 лет число научных дисциплин удваивается. По данным Британской энциклопедии, в 20 веке появилось свыше 2,5 тысяч наук и научных дисциплин. Специализация знаний отражается в количественном росте и специализации лексики. Изучение истории развития лексических систем свидетельствует о том, что развитие познания, а вместе с тем и материальной культуры человечества характеризуется уточнением, специализацией первоначально достаточно общих, расплывчатых, синкретичных значений слов путем количественного увеличения лексики языков (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-н.). В определенном смысле развитие цивилизации заключается в снятии синкретизма представлений и значений соответствующих слов.
  2. Еще одно важное положение теории разрабатываемой антрополингвистики касается объективности существования аналогии филогенеза (исторического развития вида) и онтогенеза (индивидуального развития организма) в эволюции человека, известной как биогенетический закон Э. Геккеля (Кулагина, 2004). Существующие в психологии данные умственного развития детей, отражаемого в росте объема словаря, позволяют придти к мнению о подобии ранних этапов развития лексической картины мира у детей и всего человечества в целом. Основные черты начального этапа мышления — наивного мышления у человечества (как они отражаются в древнейших пластах лексики) и у детей совпадают — расплывчатость и синкретизм значения слов, отсутствие строгих научных классификаций, уточнение и перераспределение значений в ходе освоения новой лексики.

Кроме расплывчатости значения, другой типичной чертой ранних слов был их общий характер. Первоначально слово apple (яблоко) означало также любой плод, что нашло отражение в лексике ряда языков — нем. Apfelsine (апельсин — букв. китайское яблоко), ит. pomo d’oro (помидор — букв. золотое яблоко), фр. pommes de terre (картофель — букв. земляные яблоки). Это объясняется тем, что яблоко было одним из первых плодов, открытым человеком, и впоследствии каждый фрукт или овощ воспринимался как яблоко с последующим их различением и поиском новых названий. Подобные факты могут быть использованы для определения последовательности открытия и освоения человеком разных предметов и видов деятельности при отсутствии других свидетельств.

Параллелизм развития наблюдается не только в лексике — в древнерусском и древнеанглийском языках не было средств выражения будущего времени, что указывает на отсутствие соответствующих представлений, а по данным психологов, трехлетние дети хорошо понимают только значение слов «вчера» и «сегодня», не зная, что такое «завтра» (Strelau 2000).

Подобие возрастных процессов развития мышления, наблюдаемых у детей и на ранних этапах становления человечества свидетельствует о том, что умственное развитие каждого отдельного человека повторяет основные черты развития мышления человеческого общества. Это положение, разделяется многими современными философами и психологами — «развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека» (Маклаков 2005, с.105). При этом появляется возможность использования данных изучения развития детей для реконструкции и лучшего понимания психологии людей отдаленных от нас исторических эпох.

Литература

  • Language and Culture: Establishing foundations for anthropological linguistics. — Bialystok, 2004.
  • Strelau, Jan (ed.) (2000) Psychologia: Podręcznik akademicki. Tom 1. Podstawy psychologii. — Gdańsk, 639 p.
  • Гринев-Гриневич С. В., Сорокина Э. А., Скопюк Т. Г. Основы антрополингвистики (к лингвистическим основаниям эволюции мышления): Учебное пособие
  • Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. (2004) Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера. — 464 с.
  • Маклаков А. Г. (2005) Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер. — 503 с.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home