Ирак

Республика Ирак
الجمهورية العراقية
(аль-Джумхури́я аль-Ираки́я)
Флаг Ирака Герб Ирака
Национальный девиз: «Аллаху Акбар (الله أكبر
Гимн: «موطني»
Дата независимости 3 октября 1932 (от британского мандата)
Официальные языки арабский, курдский
Столица Багдад
Крупнейший город Багдад
Форма правления {{{Форма правления}}}
Президент

Премьер-министр
Джаляль Талабани
(جلال طالباني)
Нури аль-Малики
(نوري المالكي)
Территория
  • Всего
  • % водн. поверхн.
57-я в мире
437 072 км²
1,1 %
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
44-я в мире
26 074 906
59 чел./км²
ВВП
  • Итого (2004)
  • На душу населения
58-я в мире
89 800 млн. долл. США
3 500 долл. США
Валюта Иракский динар
(IQD, код 68)
Интернет-домен .iq
Телефонный код +964
Часовой пояс UTC+3


Ира́к (араб. عراق), официальное название Респу́блика Ира́к (араб. الجمهورية العراقية) — государство на Ближнем Востоке, в Месопотамской низменности, долине рек Тигр и Евфрат.

Граничит на юго-востоке с Кувейтом, на юге с Саудовской Аравией, на востоке с Иорданией и Сирией, на севере с Турцией, и Ираном на востоке. Территория Ирака омывается водами Персидского залива на юго-востоке страны.

Содержание

История

Основная статья: История Ирака
  • Плодородная область Месопотамии, в долине Тигра и Евфрата, стала местом зарождения нескольких древних цивилизаций, таких как Аккад, Вавилония и Ассирия. Долгое время территория современного Ирака находилась в составе Персии и государства Селевкидов.
  • 665 — Месопотамия завоёвана арабами, которые принесли с собой ислам.
  • 762Багдад становится центром Арабского Халифата и остаётся им до вторжения монголов в 1258.
  • 15341914 — Месопотамия в составе Османской Империи.
  • 19141921 — Месопотамия под британской оккупацией.
  • 19211932 — провозглашение Королевства Ирак (араб. «земля меж берегов»). Мандат Лиги Наций, выданный Великобритании, действует до 1932.
  • 19321958 — провозглашение независимости. В 1955 г. Ирак подписывает Багдадский пакт.
  • 1958 — образование с Королевством Иордания единого Арабского союза. Заговор офицеров. Убиты король, регент и премьер-министр страны, монархия уничтожена, Ирак провозглашён республикой. Абдель Карим Касим — первый президент Ирака. Арабский союз распадается. Выход из Багдадского пакта, английские военные базы на территории страны закрыты. Правление генерала Касема перерастает в диктатуру.
  • 1963 — в результате переворота к власти приходит Партия арабского социалистического возрождения (Баас). Через полгода партия отстранена от власти президентом Арефом.
  • 1968 — власть переходит к левому крылу партии Баас во главе с Ахмедом Хасаном аль-Бакром.
  • 19792003 — президент Ирака — Саддам Хусейн.
  • 19801988Ирано-иракская война.
  • 1988 — иракская армия применяет отравляющие газы против курдских повстанцев.
  • 2 августа 1990 — вторжение в Кувейт и присоединение его к Ираку.
  • 17 января28 февраля 1991Война в Заливе. Иракские войска изгнаны из Кувейта.
  • 1998 — операция «Лиса в пустыне» (американские авианалёты на Багдад).
  • 2001 — После террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш (младший) обвиняет Ирак в числе других «стран-изгоев» в поддержке международного терроризма и попытках разработки оружия массового уничтожения.
  • 20 марта1 мая 2003 — вторжение войск международной коалиции (основные участники — США и Великобритания) в Ирак под предлогом уничтожения оружия массового поражения. Свержение режима Саддама Хусейна при поддержке шиитов и курдов. 1 мая Джордж Буш на борту авианосца «Abraham Lincoln» провозглашает: «Тиран пал, Ирак свободен!» — и объявляет войну выигранной. Во главе временной администрации Ирака становится американец Джей Гарнер, затем Пол Бремер. См. также Международные коалиционные силы в Ираке.
  • 2004Восстание Армии Махди.

Государственное устройство

По конституции 2005, Ирак — федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этнорелигиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов. При режиме Саддама Хусейна сунниты были привилегированным меньшинством, а после его свержения оказались в оппозиции.

В выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 2005 года (см. подробнее) участвовали практически одни арабы-шииты и курды. Арабы-сунниты выборы бойкотировали. Естественно, в Учредительном собрании оказались представлены только шииты и курды, тогда как сунниты практически оказались исключены из политической жизни страны.

Осенью 2005 суннитские партии призвали своих сторонников отвергнуть проект новой конституции, выносимый на референдум 15 октября. Сунниты заявляли, что новая конституция была навязана им шиитами и курдами и что этот документ подрывает государственное и территориальное единство страны. По их мнению, федерализация Ирака, закреплённая в проекте, предоставляет возможность курдам на севере и шиитам на юге фактически монопольно распоряжаться доходами от добычи нефти.

Благодаря вмешательству Лиги арабских государств, крупнейшее суннитское объединение — Исламская партия Ирака — согласилось поддержать проект конституции. В свою очередь, шииты и курды пообещали создать парламентскую комиссию для доработки спорных пунктов документа.

На выборах в парламент — Национальную ассамблею, состоявшихся 15 декабря 2005 года, победу одержал шиитский Объединённый иракский альянс (128 депутатских мандатов в 275-местном парламенте). Шииты, однако, не смогли стать фракцией большинства, как в предыдущем временном законодательном органе власти. Две крупнейшие суннитские партии получили 55 мест, а Альянс курдских партий — 53 мандата. Остальные места распределились между более мелкими партиями различной этнической и религиозной принадлежности.

Парламент

Национальная ассамблея (Парламент Ирака) состоит из одной 275-местной палаты, избираемой по партийным спискам. Основные политические силы:

  • Объединённый иракский альянс (128 мест) — шиитская партия.
  • Исламская партия Ирака (55 мест) — крупнейшее суннитское объединение, пользующееся поддержкой Лиги арабских государств.
  • Альянс курдских партий (53 места).

Правительство

Правительство формируется крупнейшей парламентской фракцией и возглавляется премьер-министром.

Шииты полагали, что им удастся сформировать правительство без учёта мнения остальных групп населения, однако США потребовали сформировать правительство национального единства со следующей схемой разделения постов: премьер-министром страны (ключевая должность по конституции Ирака) является шиит, президентом — курд, а председателем парламента — суннит. Два заместителя у этих должностных лиц должны дополнять своего начальника. Это означает, например, что по одному вице-президентскому посту всегда будут закреплены за шиитами и суннитами.

Американское требование вызвало недовольство у шиитов, особенно у премьер-министра Ибрагима аль-Джаафари — но американцам удалось убедить их в необходимости такого подхода. А Ибрагиму аль-Джаафари в апреле 2006 года пришлось уступить свой пост Джаваду (Нури) аль-Малики, пользующемуся поддержкой Муктады ас-Садра и духовного лидера Ирака, великого аятоллы Али аль-Систани.

Население — региональные и политические аспекты

Примерно 27 миллионное (по оценкам на 2004 г.) иракское население жёстко разделено по национально-религиозному признаку. Точной статистики нет, так как начиная с 1960-х гг. число меньшинств при переписях систематически занижалось. Основная этнорелигиозная группа — арабы-шииты, согласно подсчетам ЦРУ, шиитов в стране 60 % (впрочем шиитами является и часть курдов, для которых национальная идентичность важнее религиозной). По приблизительным оценкам арабов-шиитов 55 %, арабов-суннитов 18,5 %, курдов (в основном сунниты, частично шииты и езиды) 21 %, христиан (ассирийцы-несториане и халдо-католики) — 3,5 %, туркоманов (тюрки, в основном сунниты, также шииты) 2 % и сабеев (иначе мандеи, древняя гностическая секта на юге Ирака, почитающая Иоанна Крестителя) — 0,5 %.

Арабы-сунниты, бывшие до 2003 г. господствующей группой, составляют большинство лишь в трёх провинциях из восемнадцати (суннитский треугольник). Шииты компактно живут на юге, курды — на севере, христиане — дисперсно.

При Хусейне шииты были угнетённым большинством, и США перед вторжением рассчитывали на их поддержку. Действительно, шииты встречали американцев как освободителей, и именно шиитское население ликовало на улицах Багдада в день его взятия амеркианцами и скидывало памятники Саддаму Хусейну. Примечательно, что первыми же акциями шиитов после освобождения был, кроме уничтожения памятников Саддаму, захват суннитских мечетей. Однако в дальнейшем их поддержка коалиции оказалась весьма умеренной, в силу распространенных среди шиитов исламистских и проиранских настроений. Конечная цель шиитов -создание на юге Ирака со всеми его нефтяными богатствами собственной «исламской республики», что одинаково не может удовлетворить ни американцев, ни арабов-суннитов.

Учитывая такое национально-религиозное разделение и конфликт интересов между отдельными частями государства, некоторые политологи говорят о возможности распада Ирака на курдский Север, суннитский центр и шиитский юг. При этом не исключают возможности прямого или косвенного вмешательства соседних государств, преследующих собственные интересы, — Турции на севере и Ирана на юге.

Курды

Самым спокойным иракским регионом остаётся этнически разнородный (с преобладанием курдов) север, и прежде всего полунезависимый «Курдистанский Регион», в котором наконец пришли к соглашению ранее враждовавшие курдские партии: Демократическая партия Курдистана (ДПК) (лидер — Масуд Барзани), контролирующая большую часть провинций Эрбиль и Дахук и Патриотический союз Курдистана (ПСК) (Джаляль Талабани), под властью которого находится Сулеймания.

Эти организации взяли Иракский Курдистан под свой контроль ещё после поражения Саддама Хусейна во время Войны в Заливе. Их пешмерга после свержения Саддама Хусейна захватили также Киркук и Мосул. Это напугало Турцию, опасавшуюся образования независимого Курдистана, а также тюркоязычное меньшинство (туркоманы), компактно проживающее вокруг Киркука и даже считающее этот город своей столицей.

США, опасаясь за судьбу нефтяных месторождений, настояли на выводе курдских отрядов из Киркука и Мосула. Впрочем, де-факто курды контролируют Киркукскую и курдские районы Мосульской провинций, хотя их окончательный статус должен определить референедум в 2007 г.

C 2003 г. обе основные курдские партии действовали в тесной кооперации; вопросы о власти в значительной степени разрешились договоренностью между Барзани и Талабани, согласно которой первый должен быть избран президентом Ирака, второй — президентом Иракского Курдистана, а все должности и места в парламенте будут поделены по формуле 50:50. Поэтому на парламентские выборы 15 декабря 2005 курдские партии пошли одним списком; Альянс курдских партий получил 53 места в 275-местном парламенте.

Принятие тогда же новой конституции Ирака окончательно легитимизировало широкую автономию «Курдистанского региона». При этом официально провозглашаемая цель курдских партий -не независимость, а федерация. В условиях крайне слабой центральной власти это означает, что курдские руководители продолжат править на своей территории, как им заблагорассудится, с молчаливого согласия американцев. В апреле 2005 Талабани был избран президентом Ирака.


В последнее время в Курдистане также набирают вес (при активной поддержке Ирана) исламисты; впрочем, ведущие партии полны решимости не допустить их а активной политической роли. Исламистский анклав в Халабдже, созданный при поддержке Ирана организацией Ансар аль-Ислам, был вооруженной рукой ликвидирован ПСК в 2003 г.; время от времени исламисты проявляют себя серией терактов.

В мае 2006 парламент Курдистана утвердил единое правительство вместо двух соперничавших центров управления в Эрбиле (ДПК) и Сулеймании (ПСК). Новый кабинет возглавил племянник Масуда Барзани — Нечирван Барзани. Должность вице-премьера занял представитель ПСК Омар Фаттах. Новому правительству подчиняются 26 объединённых министерств. Министерства финансов, юстиции, внутренних дел и по делам пешмерга (то есть военное министерство) в течение ближайших 6-12 месяцев будут функционировать автономно.

Сунниты

Знаменитый «суннитский треугольник», центральная часть Ирака к западу от Багдада — регион, который до осени 2004 года наименее всего контролировался американскими войсками. При Саддаме в ухоженных суннитских городах селились отставные военные. После свержения Саддама Хусейна эти города по несколько раз подвергались зачисткам и разграблению. Помимо американцев в зачистках суннитских районов принимали участие отряды шиитов, которые относились к захваченным городам как к вражеским территориям. Большое количество местных жителей было убито, многие остались без жилья и средств к существованию.

Ещё весной 2004 года оккупационные силы потерпели здесь целый ряд поражений. Хотя Джордж Буш объявил войну оконченной ещё 30 мая 2003 года, в апреле 2004-го иракские партизаны перешли в наступление по всем фронтам и вынудили американцев покинуть сразу несколько наиболее неспокойных участков.

Сначала коалиция потеряла контроль над «суннитским треугольником», территорией, расположенной между городами Эль-Фаллуджа, Баакуба и Рамади. А к лету ситуация переменилась и на севере страны — в районе Мосула постепенно усиливали свои позиции повстанцы.

Фаллуджа считалась оплотом Абу Мусаба аз-Заркауи — лидера суннитского сопротивления. Город был практически отдан боевикам.

По данным американских спецслужб, скрывавшийся в Фаллудже иорданский террорист Абу Мусаб аз-Заркауи, связанный с «Аль-Каидой» и Ансар аль-Ислам, являлся главным организатором иракского сопротивления. Поэтому Фаллуджа подвергалась бомбардировкам при любом обострении ситуации в стране.

Осенью 2004 американские войска начали масштабную операцию против сил сопротивления в «суннитском треугольнике».

В начале октября после трёхдневных боёв был взят город Самарра. После этого все силы были брошены на захват городов Фаллуджа и Рамади. Фаллуджа была блокирована, при этом одновременно по ней наносились массированные бомбовые удары. Главным требованием, которое предъявляли американцы, была выдача городскими властями Абу Мусаба аз-Заркауи, голову которого Пентагон оценил в $25 млн.

Операция по штурму Фаллуджи была проведена в течение 1,5—2 недель в середине ноября. Операция была призвана остановить эскалацию насилия и обеспечить условия для проведения свободных выборов 25 января 2005 года. Для решения этой задачи иракские власти ввели в стране чрезвычайное положение сроком на 60 дней.

Штурм города стал политической и психологической акцией. С военной точки зрения, Фаллуджа большого значения уже не имела, но без установления эффективного контроля иракских властей над городом его пришлось бы захватывать заново уже через несколько месяцев.

В операции под кодовым названием «Phantom Fury» приняло участие 12 тыс. американских военнослужащих и 3 тыс. бойцов новой армии Ирака.

По официальным данным, за время операции около 1200 боевиков были убиты, 450—500 взяты в плен. В ходе штурма большая часть Эль-Фаллуджи была превращена в руины — разрушены дома, мечети, линии электропередачи, городской водопровод.

Захват американскими войсками Фаллуджи отнюдь не привёл к спаду партизанской войны, а чрезмерное применение силы было расценено значительной частью арабского мира как варварство.

Сейчас в суннитских районах действует огромное количество банд, прикрывающихся то исламистскими, то саддамовскими лозунгами. Основной их целью является борьба за выживание, основным средством — похищения людей и нападения на транспортные караваны. Коалиционные войска ситуацию не контролируют. Американцы предпочитают не вмешиваться в местные вооружённые стычки, периодически возникающие в районе полуразрушенных городов суннитского треугольника.

В выборах в учредительное собрание, состоявшихся в январе 2005 года (см. подробнее) участвовали практически одни арабы-шииты и курды-сунниты. Арабы-сунниты выборы бойкотировали. Естественно, победу одержал блок шиитских партий.

В это же время сунниты, находящиеся в меньшинстве, просто не пошли на выборы, где им было гарантировано поражение, и практически оказались исключены из политической жизни страны.

Осенью 2005 суннитские партии призвали своих сторонников отвергнуть разработанный Учредительным собранием проект новой конституции, выносимый на референдум 15 октября. Сунниты заявляли, что новая конституция была навязана им шиитами и курдами и что этот документ подрывает государственное и территориальное единство страны. По их мнению, федерализация Ирака, закреплённая в проекте, предоставляет возможность курдам на севере и шиитам на юге фактически монопольно распоряжаться доходами от добычи нефти.

Благодаря вмешательству Лиги арабских государств, после длительных переговоров, крупнейшее суннитское объединение — Исламская партия Ирака — согласилось поддержать проект конституции. В свою очередь, шииты и курды пообещали создать парламентскую комиссию для доработки спорных пунктов документа.

На выборах в Национальную ассамблею, состоявшихся 15 декабря 2005 года, победу одержал шиитский Объединённый иракский альянс (128 депутатских мандатов в 275-местном парламенте). Шииты, однако, не смогли стать фракцией большинства, как в предыдущем временном законодательном органе власти. По мнению наблюдателей, это произошло благодаря отказу суннитских партий от бойкота выборов. В результате две крупнейшие суннитские партии получили 55 мест.


Шииты

Юг Ирака — самый опасный регион для американцев. Шиитские религиозные лидеры предлагают, чтобы ситуацию здесь контролировали духовные власти, а не светские, избранные или назначенные из Багдада. Это означает возможность образования здесь независимого от Багдада исламского государства, наподобие соседнего Ирана, — или по крайней мере автономии.

Американцы, однако, не намерены оставлять шиитский юг в покое. Во-первых, здесь особенно велико влияние враждебного американцам Ирана, а на уступки Тегерану Вашингтон не готов идти по принципиальным соображениям. Во-вторых, именно здесь сосредоточена половина иракских нефтяных месторождений и пролегает важнейший нефтепровод в Басру.

Иракские шииты отнюдь не являются единой сплочённой силой. Ключевое значение в регионе приобретает не столько фактор религиозной общности, сколько племенной. Для племенной элиты гораздо важнее повышение собственного благосостояния, например, через автономию южных регионов, чем неясные общешиитские или общеиракские интересы. За влияние на шиитскую племенную элиту борются Великобритания и Иран. Для англичан Южный Ирак становится зоной особых интересов — прежде всего в нефтяной сфере. С другой стороны, Иран заинтересован в сохранении своего влияния, играя на противоречиях между Багдадом и Басрой.

Иранские спецслужбы, по мнению англичан, стоят за терактами против оккупационных войск. И англичане, и иранцы стремятся усилить свое влияние на Верховный Совет исламской революции в Ираке (ВСИРИ), члены которого — в основном выходцы с юга, утратившие благосостояние в результате репрессий Саддама Хусейна, и теперь, если им удастся создать автономию, богатый нефтью юг может стать вторым Кувейтом.

Противовесом ВСИРИ выступает распущенная в 2004, но не утратившая свой боевой потенциал «армия Махди», возглавляемая Муктадой Садром. У Муктады ас-Садра сторонники есть не только на всём шиитском юге, но и в Багдаде. Его самым надежным оплотом является пригород Багдада — Мадинат-Садр (Садр-Сити).

На выборах в Национальную ассамблею, состоявшихся 15 декабря 2005 года, шиитский Объединённый иракский альянс одержал победу (128 депутатских мандатов в 275-местном парламенте). Шииты, однако, не смогли стать фракцией большинства, как в предыдущем временном законодательном органе власти. (см. выше раздел «Государственное устройство»).

Внешняя политика

Отношения между Ираном и Ираком

Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.

Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Муктаду ас-Садра, давно считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Муктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.

7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

Всё, таким образом, свидетельствовало о начале в Ираке мощной антииранской кампании, поддерживаемой и разжигаемой американской администрацией.

Тем не менее 2 ноября 2004 министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари заявил, что Ирак намерен в ближайшее время заключить мирное соглашение с Ираном. Это позволило бы окончательно разрешить острые проблемы, сохраняющиеся во взаимоотношениях двух стран. Среди них пограничный спор относительно района Шатт-эль-Араб вдоль юго-восточной границы с Ираном, иранские требования компенсаций от Багдада за причинённый материальный ущерб в ходе ирано-иракской войны 1980—1988 годов, судьба военнопленных.

21 ноября 2005 новый президент Ирака Джаляль Талабани посетил Иран впервые почти за 40 лет.

В начале апреля 2006 президент Египта Хосни Мубарак заявил, что Ирак находится под полным влиянием Ирана и именно Тегеран контролирует ситуацию в стране. Эта точка зрения на происходящее в Ираке высказывается в арабском мире всё чаще. Иорданские власти, например, полагают, что Ирак находится на пороге полномасштабной гражданской войны, которая может завершиться его распадом.

Лидеры иракских шиитских партий действительно поддерживают довольно тесные связи с Ираном. Большинство из них во время правления Саддама Хусейна жило в изгнании в Тегеране. Американцы постоянно заявляют, что на юге Ирака находится множество представителей иранских спецслужб, которые проникают в страну под видом паломников. Фактически юг страны в большей степени контролируется Тегераном, нежели Багдадом.

ООН и Ирак

16 сентября 2004 Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, впервые за 18 месяцев давая международно-правовую оценку военной операции США и их союзников в Ираке, заявил, что вторжение в Ирак было незаконным и противоречило уставу ООН. До начала боевых действий Кофи Аннан настаивал, что США, прежде чем напасть на Ирак, должны получить согласие Совета Безопасности ООН. С началом вторжения генсек ООН устранился от иракской проблемы и даже выполнил требования США, приказав инспекторам ООН покинуть Ирак, чтобы сохранить их жизни в ходе американских бомбардировок.

ООН вначале ограничивалась гуманитарным сотрудничеством с американскими военными, но в августе 2003 прекратила и эту деятельность после того, как в Багдаде было взорвано здание миссии ООН и погиб спецпредставитель Кофи Аннана Серджиу Вийера ди Меллу.

Лишь в 2004 США обратились к ООН с тем, чтобы сделать созданные ими новые иракские власти легитимными. Эксперты ООН заявили, что в нынешней ситуации слишком рано формировать парламент страны, поскольку настоящие демократические выборы невозможны. США к совету не прислушались и продолжили действия по собственному графику, что вызвало критику со стороны генсека ООН.

Это заявление последовало через несколько дней после того, как государственный секретарь США Колин Пауэлл признал, что США не смогут найти в Ираке какое-либо оружие массового поражения, а ведь именно его обнаружение и ликвидация были выдвинуты США как основная причина для вторжения в Ирак.

Между тем Великобритания, Австралия, Польша, Япония заявили, что не согласны с Кофи Аннаном.

Кофи Аннан объявил иракскую кампанию незаконной именно тогда, когда до предела накаляется ситуация вокруг Ирана, и его заявление можно считать попыткой не допустить развития событий по иракскому сценарию.

Создание иракских сил безопасности

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Совет Безопасности ООН в 2004 принял резолюцию, которая предусматривает создание сил безопасности Ирака.

Численность вооруженных сил страны составит 35 тыс. человек, в том числе 1,4 тыс. офицеров. Они будут состоять из девяти механизированных бригад (включая три саперных батальона). В дальнейшем планируется сформировать также артиллерийские и бронетанковые подразделения.

Предусматривается также формирование Сил береговой обороны, а также речного патруля и воздушного корпуса.

По утверждению высокопоставленных американских военных, к сентябрю 2004 специальную подготовку прошли уже около 95 тыс. иракцев, из которых сформированы части национальной безопасности. Однако, как показал опыт боёв в Эн-Наджафе, местным специалистам пока рано доверять серьезные задачи.

В то же время большие надежды возлагаются на иракских генералов и старших офицеров, служивших в армии и спецслужбах во времена Саддама Хусейна. Многие из них обладают большим опытом ведения войны в местных условиях, прошли ирано-иракскую войну и операцию «Буря в пустыне». Кроме того, часть этих высокопоставленных в прошлом военных имеют связи в кругах иракского сопротивления и пользуются среди повстанцев уважением.

Политические события 2006 года

Апрель 2006

  • Ибрагим аль-Джафари под давлением американцев, а также оппозиции в лице суннитов, курдов и светских шиитов уступает премьерский пост своему соратнику Джаваду (Нури) аль-Малики. Аль-Джафари обвиняют в неспособности обуздать насилие в стране, в потворстве шиитским группировкам и чересчур тесных связях с Ираном.

Политические события 2005 года

Октябрь 2005

Январь 2005

Политические события 2004 года

Ноябрь 2004

Октябрь 2004

  • 12 октября Генеральная ассамблея ООН вернула представителю Ирака право голоса, восстановив таким образом полноценное членство Багдада в ООН.

Сентябрь 2004

  • 30 сентябряСирия пообещала перекрыть границу с Ираком и начать её патрулирование совместно с силами многонациональной коалиции. По мнению Вашингтона, большая часть иностранных наёмников попадает в Ирак именно из Сирии, а у многих боевиков, воюющих с силами коалиции, сирийские паспорта.
  • 14 сентябряТурция угрожает свернуть сотрудничество с США в Ираке (поставки турецкого продовольствия и товаров первой необходимости американским солдатам), если американские войска не прекратят авиаудары по городу Талафару на севере Ирака, в 400 км от Багдада, где в основном проживают туркоманы, этнически близкие туркам. По мнению МИД Турции, войска США используют «избыточную силу против гражданского населения», в результате чего около 50 тыс. туркоманов были вынуждены покинуть свои дома. В начале сентября в Талафаре американские войска провели спецоперацию, в результате которой погибло 57 человек (по турецким данным, потери составили до 500 человек). Американское командование утверждает, что через этот город в Ирак из Сирии проникают боевики. Турция же опасается, что действия США спровоцируют проживающих в регионе турецких курдов на то, чтобы вновь поставить вопрос о предоставлении им автономии. Турция убеждена, что иракские курды активно поддерживают американскую операцию, стремясь и дальше дестабилизировать ситуацию в Ираке.
  • 8 сентября потери США в Ираке превысили 1000 человек. Ожидается, что интенсивность иракского сопротивления и потери коалиционных сил в ближайшие месяцы будут расти. В последнее время в Ираке ежедневно погибали в среднем по два военнослужащих США, а большая часть потерь пришлась на период после 1 мая 2003 года, когда президент США Джордж Буш (младший) объявил о победоносном завершении военной кампании.
  • 1 сентября в Багдаде состоялась церемония присяги Национального совета Ирака — временного парламента страны, которому предстоит подготовить всеобщие выборы, намеченные на январь 2005 года.

Август 2004

  • 30 августа Президент Путин подписал указ, отменяющий эмбарго на поставки российских вооружений и военной техники в Ирак, наложенное 14 лет назад. Это решение связано с принятием резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающей создание сил безопасности Ирака, в том числе вооруженных сил. Ожидается, что российским экспортёрам вооружений придётся столкнуться в Ираке с мощной конкуренцией со стороны Украины и Польши. Обе эти страны не только принимают участие в международной коалиции, но и располагают огромными запасами советских вооружений и техники — в частности, танков Т-72 и бронетранспортёров.
  • 19 августа стали известны результаты аудиторской проверки, проведённой собственным генеральным инспектором временной администрации США в Ираке. Установлено, что из специального фонда, созданного для послевоенного восстановления страны, в котором накапливались поступления от продажи иракской нефти, а также средства, переводимые из «замороженных» зарубежных активов, ранее принадлежавших режиму Саддама Хусейна, были растрачены 8,8 миллиарда долларов США. Более половины сотрудников Временного управляющего совета Ирака, официально получавших зарплату из этого фонда, оказались подставными лицами.
  • 18 августа — Общеиракская национальная конференция утвердила состав будущего иракского законодательного совета (парламента), в который вошли 100 депутатов. По кандидатурам 81 из них было проведено голосование, 19 мест отданы бывшим членам Временного управляющего совета Ирака.
  • 15 августа — в Багдаде собралась Общеиракская конференция, которая должна избрать временный парламент — Национальный совет из 100 человек, который будет наблюдать за деятельностью правительства и готовить всеобщие выборы, запланированные на январь 2005 г. В конференции участвует 1300 представителей различных политических, религиозных, клановых и общественных организаций страны. Делегаты заседали в «зеленой зоне» Багдада — это мощнейший бастион, окруженный пятиметровыми бетонными стенами. Именно здесь расположился фактический администратор Ирака — американский посол Джон Негропонте, а также штаб американских сил. Во время конференции над залом заседаний кружили патрульные вертолеты, в городе действовал комендантский час.

Географические данные

Основная статья: Географические данные Ирака

Административное деление

Основная статья: Административное деление Ирака

Экономика

Основная статья: Экономика Ирака

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company (NOC) и South Oil Company (SOC) обладает монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Они подчиняются министерству нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Культура

Основная статья: Культура Ирака

Вооруженные силы

Основная статья: Вооруженные силы Ирака

Советское оружие в Ираке

До 1990 Ирак считался главным покупателем советской военной техники и вооружений. Оплата поставок осуществлялась конвертируемой валютой и нефтью.

Общая сумма поставок за период с 1958 по 1990 составила свыше $30 млрд. Из этой суммы более $22 млрд. были выплачены. Задолженность на сегодняшний день составляет около $8 млрд.

Всего Ираку было поставлено:

Войска ПВО были оснащены зенитно-ракетными комплексами (ЗРК), в том числе около 1600 переносных ЗРК «Игла».

Ираку было продано свыше 1100 боевых и транспортных самолётов, 350 вертолётов и 41 боевой корабль.

Построены заводы:

  • Юсуфия — завод по производству гаубиц,
  • Кадысия — завод по производству пулемётов и автоматов Калашникова,
  • Искандерия — завод по производству артиллерийских боеприпасов и боеприпасов для реактивных систем залпового огня,
  • Искандерия — завод по производству пироксилиновых порохов и твёрдого ракетного топлива
  • Искандерия — завод по производству авиационных боеприпасов.

СССР передал Ираку более 60 лицензий на производство вооружений и военной техники, в том числе была начата сборка танков Т-72М1.

Ядерная программа

См. также

Ссылки

  • Распределение зон ответственности между национальными воинскими контингентами многонациональных сил в Ираке и американскими воинскими соединениями:

Схема распределения зон ответственности

  • Карта военных объектов в Ираке:

Карта объектов


Страны Азии
Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | Китай | КНДР | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Южная Корея | Япония
Непризнанные государства (де-факто независимые): Вазиристан | Палестина | Тайвань | Тамил-Илам


Западная Азия
Азербайджан | Армения | Афганистан | Бахрейн | Грузия | Израиль | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Катар | Кипр | Кувейт | Ливан | ОАЭ | Оман | Саудовская Аравия | Сирия | Турция


Страны Ближнего Востока
Бахрейн | Египет | Иран | Ирак | Израиль | Иордания | Йемен | Катар | Кипр | Кувейт | Ливан | ОАЭ | Оман | Саудовская Аравия | Сирия | Турция
Другие территории: Палестинская автономия (Западный берег реки Иордан | Сектор Газа)

Лига Арабских Государств
Алжир | Бахрейн | Джибути | Египет | Иордания | Ирак | Йемен | Катар | Коморы | Кувейт | Ливан | Ливия | Мавритания | Марокко | ОАЭ | Оман | Государство Палестина | Саудовская Аравия | Сирия | Сомали | Судан | Тунис
Организация Исламская конференция
Азербайджан | Албания | Алжир | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бенин | Бруней | Буркина-Фасо | Габон | Гайана | Гамбия | Гвинея | Гвинея-Бисау | Джибути | Египет | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан | Камерун | Катар | Киргизия | Коморы | Кот д’Ивуар | Кувейт | Ливан | Ливия | Мавритания | Малайзия | Мали | Мальдивы | Марокко | Мозамбик | Нигер | Нигерия | ОАЭ | Оман | Пакистан | Палестина | Саудовская Аравия | Сенегал | Сирия | Сомали | Судан | Суринам | Сьерра-Леоне | Таджикистан | Того | Тунис | Туркменистан | Турция | Уганда | Узбекистан | Чад
Государства-наблюдатели: Босния и Герцеговина | ЦАР | Россия | Таиланд
Мусульманские организации и общины — наблюдатели: Национально-освободительный фронт Моро | Турецкая Республика Северного Кипра
Международные организации — наблюдатели: Организация экономического сотрудничества | Организация африканского единства | Лига арабских государств | Движение неприсоединения | ООН

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home