Чапаев (игра)

«Чапа́ев» — настольная игра, получившая название по фамилии героя Гражданской войны Чапаева. В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 8 штук) расставляются в два ряда напротив друг друга, после чего игроки по очереди пытаются щелчком выбить чужие шашки, при этом оставляя свои в игре. Если игрок роняет свою шашку или не выбивает чужую, то ход передаётся противнику. Игрок, выбивший все чужие шашки, передвигает свои на одну линию вперёд.

Игра длится несколько раундов (от семи и выше).

После шестого раунда ряды шашек становятся друг напротив друга. Проигравший после шестого раунда должен отступить на одну линию назад. Побеждает тот, кто выбьет вражеские шашки с последней линии.

В зависимости от вариаций правил, существует также приём, именуемый «ножницами»: когда шашка оказывается между двумя шашками другого цвета, то разрешается в свой ход, зажимая пальцами две шашки, одновременным щелчком выбить шашку противника. Ещё один приём — «штыковая атака» (разрешается, если расстояние между двумя шашками разного цвета менее толщины шашки, поставленной на ребро) — удар тычком по своей шашке для выбития шашки противника.

Существует также компьютерная реализация настольной игры — Чапаев 3D.

Известны некоторые вариации правил:

  1. После выбивания «пехоты» (простых шашек) противником, находившимся на 7-й линии, проигравший играет другим «родом войск». Противник при этом начинает игру снова с 1-й линии. Проигрывает всю игру тот, кто теряет все «рода войск» («пехоту», «танки», в том числе «тяжёлые», «артиллерию», «мотоциклистов», «конницу», «матросов»).
  2. И наоборот — игрок, выигравший у противника одним «родом войск», переходит к следующему. При этом выигрывает тот, кто первым применит все «рода войск».
  3. Противники бьют строго по очереди. При этом важно не столько стараться удержать на доске свои, сколько выбивать чужие.
  4. В ходе игры доску либо разрешается, либо не разрешается поворачивать.

Специфические правила:

  1. Перевернувшаяся шашка считается «предателем», «перебежчиком». Если шашка становится на ребро, оба игрока имеют право одновременно дуть на неё, пока она не ляжет плашмя или не слетит с доски.
  2. В случае, когда два ряда шашек устанавливаются на соседних рядах доски, то игрок, делающий первый ход, имеет право потребовать установить шашки для «штыковой атаки» — то есть в непосредственное соприкосновение. Если противник не желает этого, он имеет право отойти на шаг назад.
  3. В случае, если все шашки противника выбиты, но победитель не потерял ни одной своей шашки, он передвигается вперёд сразу на два ряда; если при этом он действовал только одной шашкой, — на три ряда.
  4. Тот, кто припёрт к последней линии, имеет право первого удара (удар последней надежды), потому, что иначе умелый игрок может победить «в сухую», не дав сопернику вступить в игру. Ещё это ассоциируют с эпизодом из фильма Чапаев, когда «белые» устраивают психологическую атаку.
  5. После того, как у одного из игроков вышибают на последней линии все шашки, игра не заканчивается, а вместо этого берётся одна из шашек «в плен», и игра продолжается, пока не дойдут до последней оставшейся шашки. Это и есть «Чапаев».
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home