Рокировка

Рокировка — ход в шахматах, заключающийся в перемещении короля к ладье своего цвета на 2 клетки и ладьи на одну клетку по другую сторону от короля. Рокировка возможна, если выполняются три условия:

  1. За время партии король и ладья, участвующая в рокировке, ни разу не ходили;
  2. Между королём и ладьёй нет других фигур;
  3. Поля, через которые перемещается король, а также начальное и конечное его поле, не находятся под боем вражеских фигур (для ладьи подобного ограничения нет).

Смысл рокировки заключается в том, что она даёт возможность значительного изменения позиции короля (когда ему грозит опасность), а также позволяет быстро ввести в игру сильную фигуру — ладью.

Содержание

Этикет

Рокировка считается ходом королём, поэтому игрок, выполняя её, должен сначала передвинуть короля, затем — ладью. Если игрок ошибочно передвинул сначала ладью, он должен сделать ход ладьёй.

Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём.

Нотация

В алгебраической нотации (как советской, так и зарубежной) рокировка в короткую сторону записывается как «0—0», в длинную как «0—0—0».

История

Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат не имеют такого хода.

Нынешние правила рокировки утвердились не сразу. В некоторых европейских странах долгое время не действовало правило о запрете на рокировку с переходом короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Также не везде требовалось, чтобы между ладьёй и королём не было фигур (то есть была возможна длинная рокировка при наличии фигуры на втором от края поле ферзевого фланга). Дольше всего нестандартные правила рокировки в классических шахматах продержались в Италии — там к общпринятым сейчас правилам перешли только в начале XIX века.

Варианты

Сейчас правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Так, например, в Случайных шахматах (при соблюдении некоторых обязательных условий) рокировка возможна как к левому, так и к правому краю доски для всех 960 начальных позиций. А в шахматах Капабланки при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.

В некоторых позднейших вариантах шахмат, например, в гексагональных шахматах и в Grand Chess, от рокировки снова отказались. Отказ связан с тем, что используемые в этих играх правила ходов и расстановки фигур позволяют и без рокировки легко провести вывод ладьи и убрать короля с центра, где он более подвержен атаке.

Рокировка в шахматных программах

В компьютерных шахматных программах, чтобы совершить рокировку, надо передвинуть короля на требуемое место. Ладья будет автоматически передвинута.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home