Бомбардировщик

Бомбардиро́вщик — военный самолёт, предназначенный для уничтожения наземных (надводных) объектов, как правило с помощью авиабомб.

  • Стратеги́ческий бомбардиро́вщик — бомбардировщик, основное предназначение которого — поражение стратегических целей на территории противника, например, складов, мостов, заводов, портов и т. д. В глобальной ядерной войне могут применятся для нанесения ударов оружием массового поражения по крупным населенным пунктам противника. В настоящее время стратегические бомбардировщики вооружены атомными бомбами, корректируемыми авиабомбами и крылатыми ракетами дальнего действия, в том числе оснащенными ядерными боеголовками. Они имеют большой радиус действия и способны поражать цели практически в любой точке мира.(см. Ту-160). В настоящее время самолётами данного типа располагают только Китай (H-6 (копия советского Ту-16)), Россия (Ту-160, Ту-95) и США (B-52, B-1B, B-2).
  • Тактический бомбардиро́вщик — бомбардировщик, обладающий меньшим радиусом действия, предназначенный для нанесения ударов в оперативном тылу противника. В настоящее время любой боевой самолет, не спроектированный изначально как стратегический бомбардировщик, можно отнести к этой категории.
  • Штурмовик (самолет непосредственной поддержки) — самолет, специально спроектированный для непосредственной поддержки войск на поле боя. Основными целями штурмовика являются танки, колонны снабжения, скопления войск. Как правило, штурмовики обладают бронированием, что позволяет им дольше находится в зоне поражения зенитной артиллерии. Например, Ил-2, Су-25, A-10.
  • Пикирующий бомбардировщик (истор.) — бомбардировщик, способный наносить удары свободнопадающими бомбами из крутого пикирования. В эпоху отсутствия корректируемых авиабомб и управляемых ракет такая тактика бомбометания позволяла поражать малоразмерные цели (танки, корабли, мосты) с высокой точностью. Например, Ju-87, Пе-2.
  • Истребитель-бомбардировщик — боевой самолет, способный после удара по наземной цели вести воздушный бой. К истребителям-бомбардировщикам относятся: P-47, Су-7, F-105. В настоящее время вытеснен многоцелевыми истребителями, которые в состоянии одинаково успешно вести воздушный бой и поражать разнообразные наземные цели. На вооружении многоцелевых истребителей находятся ракеты «воздух-воздух» и « воздух-земля», противорадиолокационные ракеты, корректируемые и свободнопадающие бомбы, неуправляемые ракеты. Некотрые многоцелевые истребители являются носителями ядерного оружия (Mirage 2000). Многоцелевыми истребителями можно назвать: Су-30, F-15E.


Содержание

Особенности конструкции

К особенностям конструкции бомбардировщика относятся: наличие в фюзеляже больших отсеков, в которых размещаетсяомбардировочное вооружение; большой объем баков для размещения топлива, масса которого составляет 40-60 % взлетной массы самолета; значительные по размерам герметичные кабины экипажа, состоящегго из 4-10 человек (пилотов, штурмана, операторов, стрелков, борттехника). Для изготовления бомбардировщика применяются радиопоглощающие материалы для снижения радиолокационной заметности. Бомбардировщики оснащены системой дозапрвки в воздухе. Как правило имеют многодвигательные силовые установки. Для планера бомбардировщика характерно высокое аэродинамическое качество, необходимое для достижения большой дальности полета.


Историческая справка

Появление бомбардировщика

Первые попытки применения аэропланов против наземной цели были сделаны до Первой мировой войны. Первоначально вместо бомб использовались металлические дротики размером чуть больше карандаша. Их сбрасывали с самолета на пехоту и кавалерию противника. Стрела весом 30 г пробивала 150 мм деревянный брусок.

Создателем авиационной бомбы можно назвать итальянского лейтенанта К.Ципелли, который провел много экспериментов с прообразами авиационных бомб. Главной задачей было создать взрыватель, который бы срабатывал в наиболее подходящий момент. Опыты с гранатами, оснащенными взрывателями различных типов, стоили жизни самому изобретателю. Однако уже во время итало-турецкой войны 1911 года в Триполи на турецкие позиции сыпались 10-кг бомбы, снаряженные картечью.

До начала мировой войны в конкурсах аэропланов появились «бомбардировочные» требования к прообразам боевых самолетов. В частности на конкурсе 1912 года в России регламентировалось, чтобы аэроплан предоставлял «наибольшие удобства для обращения с огнестрельным оружием и бросания бомб».

Первая мировая война

В начале войны бомбардировка с аэропланов была скорее мерой устрашения. Роль бомбардировщиков выполняли легкие разведывательные самолеты, пилоты которых брали с собой несколько небольших бомб. Сбрасывали их вручную, целясь на глазок. Например, при налете на Париж 9 августа 1914 погибло только 3 человека. Такие налеты носили случайный характер и несогласовывались с действиями наземных войск.

В отличие от аэропланов дирижабли в начале мировой войны уже были грозной силой. Наиболее мощной воздухоплавательной державой была Германия, обладавшая 18 дирижаблями. Немецкие аппараты могли преодолеть со скоростью 80-90 км/ч расстояние в 2-4 тыс. км и обрушить на цель несколько тонн бомб. Например, 14 августа 1914 в результате налета одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, еще 900 повреждено. Однако уже к сентябрю 1914 года, потеряв 4 аппарата, немецкие дирижабли перешли только на ночные операции. Огромные и неповоротливые они были совершенно беззащитны сверху, к тому же были наполнены крайне пожароопасным газом — водородом. Очевидно, что им на смену неизбежно должны были прийти более дешевые, маневренные и устойчивые к боевым повреждениям аппараты.

21 ноября 1914 года четыре легких разведчика ВВС Великобритании Avro-504 нанесли удар по базе дирижаблей Фридрихсхавен, был потерян один самолет. В Англии считают этот налет первым применением стратегической авиации.

Первым специализированным бомбардировщиком стал «Илья Муромец», четырехдвигательный аппарат, созданный Сикорским в 1913 году в России. Первоначально это был гражданский самолет. В его фюзеляже размещались гостиная, спальня и уборная. Самолет поднимал в воздух 16 человек. В конце 1914 года всех «Муровцев» свели в одно подразделение «Эскадру воздушных кораблей» и оснастили бомбардировочным вооружением, так появилось первое в мире соединение бомбардировщиков. Бомбы размещались как внутри самолета (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. Также самолет оснастили оборонительным стрелковым оружием. К 1916 году бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. К 1917 году "Илья Муромец" был оснащен 8 пулеметами и малокалиберной пушкой, имел бронирование и протектированные баки.

Первые многомоторные бомбардировщики появились на западе только в 1916 году. Все они в той или иной степени копировали «Муромца» - правительство России передало чертежи англичанам, а немцы использовали обломки сбитого в 1916 году самолета. Первыми немецкими бомбардировщиками стали самолеты фирмы Гота G-III, G-IV. Они брали на борт только 300 кг бомб. Однако уже следующий самолет этой фирмы G-V брал на борт 1000 кг бомб. Занялась разработкой бомбардировщиков и фирма Цеппелин, которая создала в 1917 году Цеппелин-Штаакен R-VI с грузоподъемностью 1800 кг бомб. Они позволили использовать тяжелые бомбы большой разрушительной силы. В частности 8 марта 1918 года на Лондон была сброшена 1000 кг фугасная бомба. К счастью до конца войны было изготовлено только 17 таких самолетов. В Англии бомбардировщики появились только в 1917 году, когда фирма "Хендли-Пейдж" выпустила двухмоторный самолет 0/400. С апреля 1917 года эти машины участвовали в налетах на Германию. Следует также упомянуть удачный английский бомбардировщик Виккерс "Вими", первый полет которого состоялся в ноябре 1917 года.

См. также


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home