Кампанини, Барбара

Содержание

Кампанини Барбара

Ба́рбара Кампани́ни (итал. Campanini Barbara, La Barbarina, Barberina, 17211799) — итальянская танцовщица XVIII века, выступавшая в самых прославленных труппах Европы, ученица знаменитого танцовщика Антонио Ринальди.

Творческая биография

Барбара Кампанини родилась в североитальянском городе Парма в 1721 году. Очень рано проявив свой танцевальный талант, она становится ученицей знаменитого в Европе танцора — А. Ринальди, которого больше знали под его сценическим псевдонимом — Фоссано.

Общеевропейская слава

В шестнадцатилетнем возрасте Барбара Кампанини (или просто Ла Барбарина) является одной из ведущих танцовщиц пармского «Teatro Farnese», а уже в 1739 следует приглашение в парижскую Опера́. (На сцене Опера́ в то время царила Мария Салле, снискавшая прозвище французская Терпсихора, что, однако, не помешало молодой итальянке также быть в центре внимания).

Далее следует поездка в Лондон, где её снова ждёт успех, но не такой шумный, как во Франции. В этой гастрольной поездке Барбарину сопровождает её учитель Ринальди — Фоссано, который является не только ментором и сценическим партнёром, но и, по существу, заменяет ей отца. Кроме того, Фоссано, сам человек весьма образованный, прививает Барбарине интерес к литературе и искусству.

Танец Кампанини отличался техничностью и отточенностью движений. Историки балета иногда «упрекают» Барбарину в её излишней «правильности», в точном следовании канонам балета XVIII столетия, иначе говоря, в отсутствии изобретательности.

Помимо идеального владения техникой танца, у Барбарины имелось и ещё одно замечательное достоинство — она была по-настоящему красива, что в понятиях зрителя XVIII века являлось несомненным плюсом.

После того, как Ринальди — Фоссано уезжает в Россию (где и остаётся до конца жизни), Барбарина получает сразу несколько приглашений в ряд европейских театров. У неё возникает намерение обосноваться во Франции, однако судьба распорядилась иначе.

Барбарина в Пруссии

Король Пруссии Фридрих II, который давно хотел заполучить прославленную танцовщицу в свой театр, распорядился, по-существу, похитить девушку. Авторитет молодого, но уже заявившего о себе короля — воина был так велик, что никто не вступился за права танцовщицы. (Впрочем подобные «романтические» похищения были вполне в духе времени и мало, кого приводили в недоумение).

В Берлине Барбарина становится всеобщим центром внимания. С 1744 года она не просто танцует все ведущие балетные партии, но и является самой высокооплачиваемой актрисой Пруссии.

Кроме того, танцовщица благодаря своей разносторонности и образованности становится одной из любимых собеседниц самого короля. Эти частые встречи в резиденции Фридриха — Сан-Суси — послужили поводом для недвусмысленных слухов о любви короля к Барбарине. На это явно указывает в своих мемуарах Казанова, однако подтверждение вышеуказанному факту в серьёзной исторической литературе отсутствует.

В 1748 году Барбарина выходит замуж за венгерского аристократа Карла — Людвига фон Коччеги, отец которого был государственным канцлером Пруссии и видным юристом. Брак был заключён без разрешения короля (Коччеги — младший был также государственным служащим высокого ранга, и на брак требовалось разрешение). В связи с этим Барбарина не имела права на графский титул и получила на него разрешение только при преемнике Фридриха в 1788году.

После замужества Барбарина последовала за мужем в Силезию и прожила там до конца жизни. Умерла танцовщица в 1799 году в силезском местечке Баршау.

Образ в кинематографе

В первой половине 1930-х гг. в Германии был создан кинофильм «Танцовщица из Сан - Суси», где режиссёр Фриц Зельник по-своему трактовал взаимоотношения короля Пруссии и Барбарины.

Согласно данной трактовке, пожилой (!) король (на самом деле, тогда Фридриху было едва за тридцать) искренне и по-стариковски страстно увлечён итальянской красавицей. Однако поняв, что Барбарина любит другого, понимающе соединяет молодых. В фильме сыграли кинозвёзды студии UFA - Отто Гебюр (бессменный исполнитель роли Фридриха II) и хара́ктерная актриса Лил Даговер.

Такая концепция полностью соотвествовала образу великого и одинокого «отца нации», который жертвует даже чувствами во имя счастья подданных.

Литература

  • Под ред. Ю.Н. Григоровича Балет. Энциклопедия. — М.: 1981.
  • Ernst Probst Königinnen des Tanzes. — Mainz: 2001.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home