Гийом Аполлинер

Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имя — польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-KostrowitckiВильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 18801918) — французский поэт польского происхождения, один из наиболее влиятельных деятелей европейской культуры начала XX века.

Биография

Вильгельм Костровицкий родился 26 августа 1880 г. в Риме. Он был сыном итальянского офицера и обедневшей польской аристократки Анджелики Костровицкой. В детстве вместе с матерью жил в Бельгии, Италии и Монако. С 1899 г. — в Париже. Ставший известным псевдоним поэта является переделкой на французский лад двух польских имен Вильгельм и Аполлинарий.

Лирике Аполлинера присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголи. 1898—1913» (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911).

В творчестве Аполлинера формальный эксперимент был подчинён лирической задаче. Испытав влияние символизма (ранняя повесть «Разлагающийся чародей», 1908) и футуризма, он в конце жизни отдал дань и сюрреализму (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918).

Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядёт «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 г. добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916», 1918).

Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.

Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.


Издания

Oeuvres completes, t. 1-4, P., 1965-66: Oeuvres роétiques. P., 1956 (имеется библ.); в рус. пер. — Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967; Стихи (Вступление П. Антокольского), «Иностранная литература», 1969, ? 1.

Библиография

  • Durry М. J., G. Apollinaire. Alcools, t. 1-3, P., 1956-64;
  • G.Apollinaire, [ser. 1-6], «La revue des lettres modernes», 1962, ? 69-70; 1963, ? 85-89; 1964, ? 104—107; 1965, ? 123—126; 1966, ? 146—149; 1967, ? 166—169;
  • Guillaume Apollinaire. Etudes et informations, réunies par M. Déсаudin, «La revue der lettres modernes», 1966,? 5; «Europe», 1966, nov.-déс.,? 451-52 (номер посвящён A.); Adema M., Bibliographie générale de l’oeuvre de G. Apollinaire, P., 1949.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home