Кун фу или Ушу

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Стиль Богомола - Танланцюань

"В начале пути ошибся на волосок - в конце пути получилось расхождение на тысячу ли"

Кто из поклонников ушу не смотрел известный фильм "Боевые искусства монастыря Шаолинь"? И конечно же все помнят финальный поединок, в котором главный герой и его наставник применяют стиль богомола для победы над своим главным противником. Так что такое этот стиль Богомола? Стиль богомола - это один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. За многовековую историю стиля сформировалось множество подстилей, которые распространялись как на севере, так и на юге Китая. И этот реальный стиль Богомола резко отличается от комплексов созданного в наши дни спортивного танланцюань.

По легенде, Ван Лан создал очень простую и эффективную технику, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Существует много историй рассказывающих о том, как Ван Лан неожиданно встретился с богомолом и о его последующем озарении. Например, в рукописи "Meihua Shuaishou Tanglang Quan Quanfa Yaolun", датированной серединой династии Цин (1664-1911), есть запись: "Основателем данного стиля был Ван Лан, который родился в крестьянской семье и был неграмотным. Он создал технику непрекращающихся ударов, которая оказалась блестящей в своем практическом применении".


В общих чертах история стиля Богомола начинается от основателя Ван Лана который, как предполагается, жил в промежуток времени охватываемом "Пятью Династиями" (907-960) и периодом Северная Сун (969-1126). Он родился в крестьянской семье в провинции Шаньдун, был неграмотным, но считался специалистом в боевых искусствах, которые и изучал с самого детства. В конечном итоге после того, как Ван Лан потерпел поражение в поединке с Хань Туном или с императором Тай-цзу, он достиг просветления, наблюдая за поединком двух богомолов (или поединком между богомолом и змеей, богомолом и цикадой). После создания нового стиля, Ван Лан стал известен благодаря своему боевому мастерству, и его пригласили в Шаолиньский монастырь, принять участие во встрече мастеров боевых искусств организованной настоятелем Фуцзюем. В результате стиль Богомола Ван Лана впитал лучшие техники от семнадцати мастеров, приглашенных настоятелем. Через три года Ван Лан вернулся в Шаньдун и стал отшельником в горах Лаошань (или, возможно, в горах Лянцзяньшань), где и продолжал совершенствовать свое мастерство. Однако наиболее распространенная и популярная версия его жизни в уединении говорит, что он стал монахом и провел всю свою оставшуюся жизнь в горах Лаошань. Существуют две распространенные версии этой истории. Одна утверждает что он провел остаток своей жизни в даосском монастыре Шанцингун в горах Лаошань, а другая (столь же популярная) говорит, что Ван отправился в буддистский монастырь Хуаянсы, расположенный в другой части тех же гор Лаошань. Единственным же его учеником был даосский посвященный, впоследствии передавший свои знания стиля Богомола только одному своему ученику.

Но в это же время и шаолиньские монахи также практиковали стиль Богомола, обогащая и улучшая его. Например, во второй половине династии Мин, шаолиньский монах Тунси считался экспертом стиля Богомола.

Принято считать, что далее стиль Богомола передавался в среде общин даосских посвященных в горах Лаошань, среди монахов Шаолиня и иногда среди светских людей. По хроникам следующей выдающейся личностью в традиции стиля Богомола является даос Шэнсяо. Он написал четыре рукописи, две из которых сыграли значительную роль в развитии теории и практики стиля Богомола. Однако есть сильные подозрения, что этот и стиль не сохранился в чистом виде и, скорее всего несколько отличался от аналогов своего времени.

К сожалению, история ничего нам не говорит о стиле Богомола в течение ста пятидесяти лет после его создания. Когда стиль Богомола неожиданно появился снова, его историю можно было проследить четко и с параллельным контролем по независимым источникам лишь от мастера Ли Бинсяо (или, в соответствии с другими источниками, до неизвестного даосского посвященного), который обучил этому стилю Чжао Чжу. У Чжао Чжу был только один ученик - Лян Сюэсян, который и стал основателем первого классического стиля - "Богомола Цветка Сливы" ("мэйхуа танланцюань"). Он также был и первым мастером, открыто обучавшем стилю танланцюань. Во время последних лет династии Цин его ученики назвали свой стиль этим именем. Согласно хроникам кулачного искусства, именно от него пошли такие известные комплексы танланцюань, как "бачжоу", "луаньцзе".

Примерно в то же время известный разбойник Вэй Сань (другое имя Вэй Дэлинь) бежал из Дэнчжоуской тюрьмы и укрылся в Чжаоюане в деревне Лицзяцунь у отца будущего мастера Линь Шичуня. Он мастерски владел "короткими ударами шести координаций" и, в знак благодарности за прибежище, обучил Линь Шичуня этой технике. Так как в его методах "Коротких ударов шести координаций" было многое из стиля богомола, то Линь Шичунь и назвал эту технику стилем "люхэ танланцюань", который впоследствии стал вторым классическим стилем танланцюань. Так как у Вэй Саня на правой руке между указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем были перепонки, то люди прозвали его "Утиная ладонь", и принято считать, что из-за этого дефекта он не мог использовать традиционное для танланцюань положение кисти "рука-крюк". В результате в этом стиле очень много действий открытой ладонью.

И опять примерно в это же время неизвестный телохранитель Ли Чжаньюань обучил Ван Юньчуня, мастера боя на длинной дистанции, своему варианту стиля Богомола. В последствии Ван соединил этот стиль с методами боя на длинной дистанции, и появившийся стиль стал известен как "Богомол Семи Звезд" ("цисин танланцюань"). Ван Юньчунь создал третий классический стиль Богомола и, возможно, стал первым человеком в истории танланцюань, обособившим свой стиль от оригинальной линии. В ответ на это ученики Лян Сюэсяна дали новые имена своим собственным стилям. Таким образом, можно сказать, что до этого был только один танланцюань - просто "Кулак Богомола" - который в начале XX века разделился на два направления по месту преподавания и распространения: "богомол из уезда Лайян" и "богомол из уезда Хуан".

Сейчас продолжают существовать как три классических стиля Богомола, так и множество разнообразных подстилей и ветвей, созданных на их основе в начале ХХ века. Например, "Богомол тайных врат" ("мимэнь танланцюань" или "бимэнь танланцюань"), созданный учеником известного мастера стиля мэйхуа танланцюань Цзян Хуалуна - Ван Чжицзинем (фактически, этот стиль иногда считают урезанной версией мэйхуа танланцюань, где отсутствует часть комплексов), или же "Богомол Восьми Шагов" ("бабу танланцюань"; стиль создан Фэн Хуаньи, также учеником Цзян Хуалуна, как синтез танланцюань и трех других стилей - тунбэйцюань, багуачжан и синъицюань). В настоящее время в Китае усиленно пропагандируется спортивное направление танланцюань. Данное направление продвигает тренер Шаньдуньской сборной Юй Тяньтан, более известный российским любителям ушу по вышеупомянутому фильму как Юй Хай. Несмотря на то, что Юй Хай изучил у Ли Цзинлиня "Кулак Семизвездного Богомола", сейчас он обучает своей системе, часто так и именуемой - юйхай танланцюань. Им было составлено много новых спортивных комплексов, имитирующих движения богомола и изобилующих сложными техниками, далекими от практичной простоты старых школ.

"Шаолиньское происхождение" Традиционно народная молва приписывает происхождение танланцюань монастырю Шаолинь, и достоверность такого происхождения стиля якобы подтверждается монастырскими рукописями. Но практически все эти материалы сводятся к двум их источникам, уцелевшим во время пожара этого монастыря в 1928 году. Первой книгой является "Записи монастыря Шаолинь" ("Шаолинь сы чжи"), а второй - "Записи о боевом искусстве Шаолиня" ("Шаолинь цюаньпу мичао"). В "Shaolin Si Zhi" сказано, что Ван Лан был в числе приглашенных Фуцзюем с целью предотвратить окончательный упадок боевого искусства монастыря в горах Суншань... А в "Shaolin Quanpu Michao" говорится, что Настоятель Фуцзюй "дал задание" обобщить знание приглашенных не Ван Лану, а своему ученику - Линьчжи. Если же обратиться к приписываемому даосу Шэнсяо трактату "Шаолинь ибо чжэньчуань" ("Shaolin Yibo Zhenchuan"), то вообще обнаружим, что стиль "кулак Богомола" - есть методы боя на короткой дистанции, обобщенные ... Фуцзюем! Так что становится непонятным, был ли Ван Лан в Шаолине, да и вообще - имеет ли известный монастырь вообще какое-либо отношение к этому стилю. Несмотря на существующий и поныне в стенах монастыря ... "Кулак Богомола".

Опять же, в танланцюань очень много расхождений с важными принципами Шаолиньского направления: например, полное противоречие общеизвестному шаолиньскому принципу "один прием на одну позицию"("yi zhao yi shi", где иероглиф "zhao" означает некое техническое действие, совершаемое обычно руками, а "shi" - положение тела) - в стиле же богомола есть поговорка "san zhao liang shi", т.е. "три приема на две позиции".

С другой стороны, кто не слышал про "Упражнения восемнадцати архатов" (Shiba Luohan Gong), сочетание внешних и внутренних упражнений предназначенных для совершенствования силы тела и духа? Считается, что они тоже были частью первоначального стиля Богомола. И в конечном итоге они стали частью современного стиля "Богомола Семи Звезд"...


Мастер цисин танланцюань Ло Гуанъюй, благодаря которому этот стиль появился в Гонконге, а затем широко распространился на Западе


Так что, за давностью лет невозможно достоверно определить, откуда происходил и на основании чего создан этот стиль.

"Движение может преодолеть покой, покой может покорить движение"

Если рассматривать технику стиля согласно классической легенде, то получается, что техника Ван Лана обобщала известные на то время техники других мастеров. Какие же мастера были приглашены настоятелем Фуцзуем в монастырь Шаолинь, и какие стили же они представляли? В разных материалах мы можем найти разные указания на это. Например, говорится, что этими стилями были:

[1.] "первоначальный и важный стиль Длинный Кулак императора Тай Цзу (основатель династии Сун Чжао Куанъинь), [2.] "кулак рук мастера [Хань] Туна", [3.] особенно секретная техника рук "Чань Фэн" мастера Чжэн Гэня, [4.] в высшей степени поразительный стиль Коротких Ударов мастера Вэнь Юаня, [5.] метод боя на короткой дистанции мастера Ма Цзи, [6.] процветающий стиль кулак Обезьяны мастера Сунь Хэна, [7.] невозможно приблизиться к мастеру Хуан Ю, владеющему техникой "опирания корпусом", [8.] техника ладоней "Мянь Чжан" мастера Мянь Шэня быстра как молния, [9.] техника "соударение руками и сквозной удар кулаком" мастера Цзинь Сяна, [10.] техника зацепов и бросков "Гоу Лоу Тань Шоу" мастера Лю Сина, [11.] техника уходов, проникновений и ударов "Гунь Лоу Гуань Эр" мастера Тань Фана, [12.] техника захватов и падений "Чжань На Де Фа" мастера Янь Цина, [13.] техника сильнейших ударов ногами утки-мандаринки "Юаньяньцзяо" мастера Линь Чуна, [14.] семь форм техники непрерывных ударов ладонями "Ци Ши Лянь Чжан" мастера Мэн Су, [15.] техники взрывных ударов в "пустые" части тела "Во Ли Пао Чуй" мастера Цуй Ляня, [16.] техника захватов руками и заплетания рук противника "Кунь Лу Чжень Жу" мастера Ян Гуня, [17.] техника бросков и сокрушения "Шуай Люэ Ин Бэн" мастера Гао Хуэйдэ, [18.] техника Богомола мастера Ван Лана, которая впитала и уравновесила все семнадцать техник, собранные вместе Чаньским мастером Фуцзюем из монастыря Шаолинь..."


Мастер танланцюань Чэнь Юнтао в своей книге "Tanglang Quan Luelun" рассказывает: "Первоначально в стиле Богомола существовало только восемь техник работы рук. Эти техники были в дальнейшем развиты и включены в формы без оружия". В свою очередь, принято считать, что Стиль Богомола подвергался влиянию оригинального шаолиньского стиля "18 архатов" (Shiba Luohan Duanda), развитого Фуцзюем. В результате, перемещения и техника первоначального стиля Богомола были простыми и решительными, жесткими и сильными. Стойки были не закрепощенными, гибкими и свободными. Твердость движений происходила из мягкости. В трактате по танланцюань Мастера Сун Цзыдэ можно найти следующий отрывок: "Ван Лан всесторонне изучил полезную технику других мастеров и заимствовал принципы пяти элементов и восьми триграмм для создания танланцюань. Он также включил в стиль Богомола принципы "Великого Предела" и "Книги Перемен", поэтому этот стиль также может быть назван Тайцзи Танланцюань. Все происходит из пустоты. Искусный мастер этого стиля использует принципы завершенности окружности; так же как невозможно найти конец окружности, так и невозможно остановить его перетекающие движения. Принцип завершенности окружности проявляется везде, в перемещениях и в стойках, другими словами Инь и Ян, движение и покой, твердость и гибкость, наступление и отступление, уклоны и атака, движения, направленные на открытие и движения, направленные на закрытие - все это, непрерывно переходящее одно в другое. Теория в стиля полна и завершена, является уникальным наследием в области традиционных китайских боевых искусств. Ее семь "длинных" и восемь "коротких" принципов полностью охватывают технику действий как на ближней, так и на дальней дистанции. Техника удивительно хорошо подходит для ближнего боя".


Ван Юаньцянь, Дмитрий Моисеев [1]

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home