Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Европейская философия
Философия XIX века
Имя: Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Дата и место рождения: 27 августа, 1770 (Штутгарт, Германия)
Дата и место смерти: 14 ноября, 1831 (Берлин, Германия)
Школа/традиция: Гегельянство
Основные интересы: Логика, Философия истории, Эстетика, Религия, Метафизика, Эпистемология, Политология,
Значительные идеи: Абсолютный идеализм, Диалектика
Оказавшие влияние: Аристотель, Ансельм, Декарт, Спиноза, Руссо, Беме, Кант, Фихте, Шеллинг
Последователи: Кьеркегор, Фейербах, Маркс, Энгельс, Бруно Бауэр,
Брэдли, Ленин, Троцкий, Хайдеггер, Сартр,
Карл Барт,
Ханс Кюнг, Хабермас, Гадамер, Ильенков


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, представитель вершины немецкой классической философии и философии романтизма.

Содержание

Биография

Родился в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля, секретаря казначейства, потомка протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации.

  • 1788-1793 — учился в Тюбингенском теологическом институте (прослушал философский и теологический курсы) и защитил магистерскую диссертацию
  • 1793-1796 — домашний учитель в Берне
  • 1797-1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
  • 1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности
  • 1801-1805 — приват-доцент Йенского университета
  • 1805-1807 — экстраординарный профессор Йенского университета
  • 1807 — редактор газеты в Бамберге
  • 1808-1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге
  • 1811 — женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати
  • 1816-1818 — профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Йене Якоб Фриз)
  • C 1818 — профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г. Фихте)

Философия

  • В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который напоминает Бога средневековых немецких мистиков тем, что не знает самого себя вследствие своей бесконечности. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
  • Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
  • Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.
  • Науку о развитии Гегель называет диалектикой. Развитие проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез. Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.
  • Важную роль в развитии истории играют герои — воплощения национальных духов. Герой — это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа. Впоследствии идея героев повлияла как на леворадикальную (концепция революционеров), так и на праворадикальную мысль (фюрер-принцип).

Основные сочинения

Основное сочинение, излагающее всю философию Гегеля:

Все сочинения Гегеля можно классифицировать в соответствии с делением этой философии в этой работе

  1. «Наука логики»
  2. «Философия природы» (Naturphilosophie)
  3. «Философия духа» (Philosophie des Geistes)

Сочинения, не относящиеся к сиcтеме и малые сочинения:

  • «Философская пропедевтика»
  • «Положительность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
  • «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
  • «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
  • Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
  • «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
  • «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
  • «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
  • «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
  • «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
  • «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
  • «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? — 1807, фрагмент)
  • «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
  • «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
  • «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
  • «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
  • «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
  • «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)

Сочинения на русском

Ссылки

Смотри также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home