Вече

В́ече (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел.

Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. С образованием древнерусского государства феодальная знать использовала вече для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XIXII века). Вече не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определённую возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение веча, а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму веча (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и другие). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Вече в Великом Новгороде

Вече было высшим представительным органом власти в Новгородской феодальной республике. Общегородское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова «конец» — представители разных «концов города») представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгорода.

Общепринятым считается мнение об аристократическом характере веча во времена поздней республики (вторая половина XIVXV века). В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». По-видимому, этот термин к XIV веку был реликтом, отражая былое равное представительство трёх древнейших концов. В раннюю эпоху каждый конец посылал на вече сотню своих представителей. С расширением числа концов сначала до четырёх, а с последней четверти XIII века до пяти пропорционально увеличивалось и число участников веча (вечников) могло возрасти до пятисот, а это примерное число крупных городских усадеб Новгорода и, следовательно, количество богатейших дворовладельцев, прежде всего бояр.

В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Кремле, на площади перед Софийским собором, в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Но даже в XIII веке, в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах.

Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания. Из показаний письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей республики, занимавших магистратские посты. Площадь также была оборудована скамьями.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда, во всяком случае, не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики республики. Приглашение и изгнание князей, вопросы войны и мира, союза с другими государствами — всё это входило в компетенцию веча. Вече занималось республиканским законодательством — на нём утверждена Новгородская Судная грамота. Вечевые собрания —— одновременно высшая судебная инстанция Новгорода: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов. Вече распоряжалось земельным фондом республики. Оно выдавало грамоты на владение землёй различным церковным корпорациям, а также частным лицам. На вече происходили выборы республиканских должностных лиц: архиепископов, посадников, тысяцких.

Кроме общегородского веча в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц. Именно они были важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть, так как на них проще было разжигать и направлять в нужное боярам русло политические страсти их представителей из всех сословий конца или улицы.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home