Уральские казаки

Ура́льские казаки́ (ура́льцы) или ура́льское каза́чье во́йско (до 1775 и в 1917 — яицкое казачье войско) — древнейшая группа казаков в Российской Империи. Размещались на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-восточная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775Яик). Центр — Уральск (до 1775 назывался Яицкий городок).

История

Вольные общины яицких казаков образовались в конце 15 века на реке Яик. Как и все возникшие позднее группы казаков, яицкие казаки формировались из состава беглых крестьян. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины.

По другой версии, выглядящей вполне правдоподобно, казачество обязано своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига "живой дани", т.е. людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее легкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство. Таким образом согнаные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единного монгольского государстваоставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Так что они были не так уж далеки от истины.

Со второй половины 16 века царское правительство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых (В 1891 году Войско торжественно отмечало 300 лет служения московскому царю, по этому случаю был заложен храм Христа-Спасителя). В 17 веке выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе яицких казаков. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения яицких казаков, которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили назначенного атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены, выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения яицких казаков происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие яицких казаков в Крестьянской войне 1773—75. Восстание 1772 года, в отличие от Пугачевского, мало известно. Глухое упоминание о нем встречается в "Капитанской дочке" Пушкина, когда при первой встрече Петруши Гринева с самозванцем, тот в придорожном трактире обсуждает с хозяином тайным языком поражение казаков. Начало восстания в 1773 году было по сути продолжением предыдущего, т.к. репрессиями царское правительство лишь загнало недовольство вглубь и при первом же поводе оно вновь вырвалось наружу, теперь уже вылившись в трехлетнюю войну, где к казакам присоединились обиженные "инородцы" - башкиры, казахи, и огромная мужицкая Россия. Казаки, поддержавшие "государя амператора Петра", были основной военной силой Пугачева, одержали вместе с ним ряд побед, взяли Казань и Симбирск, безуспешно осаждали Оренбург, но после того, как озабоченная длительностью бунта Екатерина Великая направила войска с турецких границ во главе с Суворовым, и тяжелые поражения посыпались одно за другим, верхушка казаков решила получить прощение путем сдачи Пугачева. Между степными речками Узенями они связали и выдали Пугачева правительственным войскам. Суворов лично допрашивал самозванца, а после возглавил конвоирование посаженного в клетку "царя" в Москву. После подавления восстания в 1775 Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск, войско утратило остатки былой автономии.

Во главе уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление. С 1782 оно управлялось то астраханским, то оренбургским генерал-губернатором. В 1868 было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено генерал-губернатору (он же наказный атаман) вновь образованной Уральской области. Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн. га и делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением (1916) 290 тысяч человек, в том числе казачьего — 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц. 42 % казаков были старообрядцами, небольшая часть состояла из калмыков, татар и башкир. В 1908 к Уральскому казачьему войску были присоединены илецкие казаки.

Основным занятием уральских казаков, обеспечивавшим войску изрядный достаток, во все времена бало рыболовство. Богатая осетровыми река Урал - Яикушка-Золотое донышко давала в Царской России основной "урожай" черной икры и красной рыбы. Выше Уральска казаками был построен учуг, приспособление из бревен, позднее из железных прутьев, не позволяющее крупной рыбе подняться выше по реке. Пространство перед учугом охранялось караулом, вооруженным вплоть до пушек. Все правила рыбной охоты были расписаны до мельчайших подробностей, существовали зимние, весенние, летние сезоны ловли, периоды покоя, когда во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то что появление на реке. Понимая, что благополучие войска полностью зависит от рыбы, войско строго соблюдало правила, способствующие регулярному воспроизводству осетровых.

Другим основным занятием было коневодство на степных хуторах. Земледелие же было развито слабо, средний надел на семью составлял 22 га, значительная часть земель из-за непригодности и отдалённости не использовалась. В отличие от других казачьих войск, в Уральском казачьем войске не был выделен войсковой запас, то есть запасной земельный фонд, а войсковой капитал был общим без выделения станичных капиталов. Войско имело удлинённый срок службы (с 19 лет до 41 года). В мирное время выставляло 3 конных полка (16 сотен), сотню в лейб-гвардии Сводно-казачий полк и 2 команды (всего 2973 человек).

Уральское казачье войско участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. Будучи своеобразной пограничной стражей, казаки регулировали кочевые перемещения казахских родов через Урал и обратно, принимали на себя случавшиеся набеги кокандских и бухарских "молодцов". Поэтому не случайно, что во время среднеазиатских походов уральские казаки были главной кавалерийской силой, сохранилось множество песен о взятии Ташкента и Коканда, одна из улиц Уральска носит имя Чекменной в честь взятия Чимкента (Чекменя в произношении казаков). Во время 1-й мировой войны выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 свыше 13 тысяч человек). После Октябрьской революции 1917 уральские казаки во главе с атаманом В. С. Толстовым выступили на стороне белогвардейцев. В 1920 Уральское казачье войско ликвидировано, но большая часть войска эмигрировала.

В 30-х годах много казаков подверглось большевистским репрессиям.

В настоящее время несколько общественных организаций пытаются возродить обычаи Уральского казачества.

Ссыльные уральские казаки

Наиболее полно культура, обрядность и говор уральских казаков сохранились не на их исторической родине, а в Каракалпакии, куда они были частично высланы в 19 веке. Причина этого - изолированность от русского народа и строго соблюдаемая ссыльными старообрядческая традиция, не допускающая смешения с иноверцами.

Причинами высылки уральцев стали неповиновение новому "Положению о воинской службе, общественном и хозяйственном управлении Уральским казачьим войском" и мятеж в 1874 уральских казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска. Высылка проходила в два этапа. В 1875 году - переселение уральских казаков-старообрядцев, а в 1877 году - семей ссыльных уральцев.

Ныне уральцы-старообрядцы Каракалпакстана представляют отдельную этно-конфессиональную группу (субэтнос), которая обладает:

  • Этническим самосознанием (считает себя отдельным народом);
  • Самоназванием - уральские казаки или уральцы (данное самоназвание сохранилось, несмотря на указание в официальных документах и паспортах в графе национальность - русские);
  • Определенной территорией расселения и компактностью;
  • Конфессиональной особенностью - старообрядчество;
  • Особенностью диалекта;
  • Спецификой традиционной культуры (хозяйства, жилища, одежды, пищи, семейно-бытовой, календарной и религиозной обрядностью).

Схожая старообрядческая группа известна также в устье Сырдарьи (см. Казалинск).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home