Педагогическая логистика

Педагогическая логистика (англ. educational logistics) – поддисциплина логистики, которая занимается менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из принципов логистики (особенно «Точно в срок») и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu M.Goldratt)[1]. Педагогическая логистика позволяет впервые синхронизировать педагогическую систему, приблизить ее по уровню управления к экономическим системам.

В условиях возрастания неопределенности и нестабильности, педагогическая логистика является адекватным ответом к складывающейся ситуации в развитии человечества.


Содержание

Педагогические потоки

  • Поток знаний
  • Поток обучения
  • Психологический поток
  • Информационный поток
  • Поток оборудования

Поток знаний

Этот поток включает в себя такие звенья как производство знаний, удаление устаревших и дистрибуцию знаний по образовательному пространству.


Поток обучения

Поток обучения состоит из двух пространств: высшего и школьного, в т.ч. профессионального. Основная проблема в этом потоке – создание единого образовательного пространства. Для высшего образования она решается в рамках Болонского процесса, на базе Болонской декларации. Единое школьное пространство возникает через реализацию национальных проектов. Одна из предпосылок управления школьным потоком – введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах, который уже постоянно проводится в ряде стран. Например, в Эстонии. ЕГЭ позволяет стандартизировать оценки уровня знаний у школьников, а также синхронизировать оценки в масштабе страны, ранжировать учебные заведения по качеству обучения в них. Для оптимизации методов обучения используются наиболее пригодные в конкретных условиях образовательные технологии.


Психологический поток

Педагогическая психология традиционно участвует в потоке обучения. В последнее время усилилась тенденция по психологизации школ. В это понятие вкладывается новое содержание. На психологов в школе возлагается задача по развитию и воспитанию школьников (психологизированная гимназия), а на педагогов – обучение. По современным представлениям пре- и перинатальной психологии психологический поток начинается еще до рождения ребенка. Это звено пока является критическим с точки зрения Теории Ограничения Системы (ТОС)[2].


Информационный поток

Этот поток работает по принципам информационной логистики. Он соединяет все образовательное пространство в единую систему. Информационный поток позволяет осуществлять управление и макрообъектов и отдельных обучаемых.


Поток оборудования

Поток оборудования для образовательного пространства традиционно уже хорошо налаженная область экономической логистики.


История

Педагогическая логистика оформилась как отдельное направление лишь в начале первого десятилетия этого столетия. Оно еще не имеет устоявшегося названия. Например, В. А. Денисенко использует термин "Образовательная логистика". Под этим он понимает "науку и технику организации и самоорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом". Одна из задач такой логистики - определение сочетания предметов в рамках одной параллели или программ и учебников по одному предмету в разных классах. Ю. В. Крупнов считает, что "образовательная логистика есть наука и техника организации и соорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом".

Если психологический поток будет быстро развиваться, то не исключена дифференциация педагогической логистики с образованием психологизированной педагогической логистики[3].

В качестве примера использования педагогической логистики можно привести Вирумааский Колледж ТТУ, расположенный на Северо-Востоке Эстонии. В этом регионе начала создаваться локальная информационная педагогическая сеть, которая со временем объединит все учебные заведения региона и приведет к созданию регионального педаго-логистического центра (РПЛЦ). Такая эволюция будет означать переход к принципам педагогической неологистики.


Литература

  • Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  • Голдратт Э. М. , Кокс Дж. Цель-2: Изд-во Баланс Бизнес Букс, 2005.
  • Мате Э., Тиксье Д. Логистика.- СПб: Изд-ий Дом "Нева", М.: Изд-во "ОЛМА-ПРЕСС Инвест", 2003.
  • Крупнов Ю. В. Управление качеством образования и образовательная аналитика.[4]
  • Мельников М. Образовательная логистика//Миллион. 2005. № 12.[5]
  • Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Изд. НИИ школьных технологий. 2006. 816 с.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home