Тамара (царица Грузии)

Тамара (около 11651213) — знаменитая грузинская царица (11841213), с именем которой связан один из лучших периодов в истории Грузии.

Она происходила из династии Багратидов и была единственною дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой. Воспитала ее высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О ее совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Царствование Тамары

Достоверные исторические сведения сопровождаются легендарными сказаниями с самого дня вступления ее на престол. Отец короновал ее на царство (1179) еще при своей жизни, но лишь по смерти его (1184) Тамара стала править государством. Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, водворен внутренний мир.

Внешняя политика

Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», — говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами. Первый ее супруг, русский князь Георгий (по мнению Карамзина — сын Андрея Боголюбского), совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван и Эрзерум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут — по словам грузинского летописца, вследствие творившихся князем бесчинств, — то бывший супруг Тамары стал ее врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести. Через 10 лет после вступления на престол Тамара вступает в новый брак — с другом детства, осетинским владетелем Давидом Сослани, — и открывает наступательную политику. Она завоевывает Хорасан, Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским. Битва при Шамхорате (1203 г.) приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное ее шествие завершается поражением (1204) Нукардина, султана алеппского.

Внутренняя политика

Обеспечив Грузии политическое господство во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась и о духовном развитии Грузии. При ее дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский язык до полного совершенства. Ее правление ознаменовано поэтическою деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создается светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в ее царствование выдвинулся певец Барсовой кожи Шота Руставели. Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них — роскошный Вардзийский дворец, вырытый в обрывистой скале близ Ахалциха, вмещающий в себе до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передается в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь за щедрые дары причислила ее к святым. Грузины-горцы считают Тамару богиней-целительницей всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты. Народ верит, что Тамара не умерла, а спит на золотом ложе; когда дойдет до неё голос людской скорби, она проснется и воцарится вновь. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о местонахождении ее могилы.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home