АЛ-31Ф (двигатель)

АЛ-31Ф высокоэффективный, высокотемпературный турбореактивный двигатель с форсажной камерой с модульной конфигурацией производства НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки для установки на самолетах Су-27 и его модификации (Су-37, Су-30МК и др).

АЛ-31Ф может эксплуатироваться на различных диапазонах высот и скоростей полета. Двигатель надежно работает в условиях глубокого помпажа воздухозаборника при М=2, а также в условиях плоского, прямого и перевернутого штопора. Двигатель гарантирует уникальную маневренность самолета, включая высокодинамичные фигуры пилотажа при отрицательной скорости до 200 км/ч.

АЛ-31Ф обладает высокой газодинамической устойчивостью и прочностью, что позволяет ему надежно работать в экстремальных условиях по уровню неравномерности и пульсации давления воздуха на входе. АЛ-31Ф изготавливается в обычном и тропическом варианте.

Воплотил в себе самые передовые достижения науки и техники, позволив самолету Су-27 стать одним из лучших в мире истребителей 4-го поколения.

Двигатель АЛ-31Ф стал для ОАО «УМПО» настоящим технологическим прорывом, во многом определив судьбу предприятия и перспективы его развития. Его разработка начата в 1978 году, выпуск — с 1981 года. В 1990-начале 2000-х годов двигатель составлял основу производственной программы объединения. Именно большой экспортный потенциал АЛ-31Ф позволил ОАО «УМПО» выстоять в сложные годы российских реформ. На его базе было освоено производство ряда модификаций: АЛ-31ФП, АЛ-31СТ, АЛ-31СТЭ.

Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ) АЛ-31Ф, созданный в НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки — первый в нашей стране двухконтурный двигатель, соответствующий по параметрам в своём классе высшим мировым достижениям. Это мощный и экономичный ТРДДФ модульной конструкции, состоит из 14 блоков. Отношение тяги к массе более 8. Двигатель состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, 9-ступенчатого компрессора высокого давления с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления, одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления с активным управлением радиальными зазорами, компактной кольцевой камеры сгорания, форсажной камеры и сверхзвукового регулируемого сужающегося расширяющегося реактивного сопла. АЛ-31Ф оснащен гидроэлектронной системой автоматического управления и топливопитания с электронным регулятором-ограничителем.

Основная особенность АЛ-31Ф — уникальные по механическим и эксплуатационным характеристикам лопатки турбины, изготовленные из жаропрочного сплава с монокристаллической структурой и имеющие эффективную систему охлаждения. Напряжённая термодинамика двигателя, высокие степень повышения давления и температура газов перед турбиной (1600—1700 К), компактная конструкция позволили получить высокую тягу при малой массе (двигатель дал выигрыш в массе самолёта на целых 2 т) и небольших габаритах и обеспечить высокую тяговооружённость самолёта. Масса 1533 кг, диаметр входа 0.91 м, максимальный диаметр 1.22 м, длина 4.95 м.

Базовый вариант двигателя развивает стендовую тягу 12500 кгс (122.6 кН) на режиме «полный форсаж» и 7600 кгс (74.6 кН) — на «максимале». Удельный расход топлива на максимальном режиме работы составляет 0.75 кг/(кгс·ч) (0.08 кг/(Н·ч)), на форсаже — до 1.92 кг/(кгс·ч) (0.20 кг/(Н·ч)), а минимальный крейсерский расход составляет 0.67 кг/(кгс·ч) (0.07 кг/(Н·ч)). Высоконапорный двухкаскадный компрессор обеспечивает 23-кратное сжатие поступающего воздуха при расходе его 112 кг/с и степени двухконтурности около 0.6.

Двигатель поставляется с выносной коробкой агрегатов (ВКА), на которой устанавливаются самолетные приводные агрегаты и газотурбинный двигатель — энергоузел ГТДЭ-117-1, который обеспечивает раскрутку ротора двигателя при запуске на земле.

АЛ-31Ф эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полёта, устойчиво работает на режимах глубокого помпажа воздухозаборника на числах M=2 в условиях плоского, прямого и перевёрнутого штопора. Системы ликвидации помпажа, автоматического запуска в полёте, встречного запуска основной и форсажной камер обеспечивают надёжность силовой установки при применении бортового оружия.

Двигатель имеет большой ресурс. При ремонте двигателя в эксплуатационных условиях можно поменять шесть, а на аварийных заводах — все 14 блоков. Ресурс двигателя поднят до ресурса самолёта.

Характеристики двигателя АЛ-31Ф

Тип двигателя: ТРДДФ

Размеры:

Диаметр входа — 0.91 м

Максимальный диаметр — 1.22 м (по другим данным 1.18 м)

Длина — 4.95 м

Эксплуатационные характеристики:

Тяга:

Крейсерский режим —

Максимал — 7600 кГс (74.53 кН)

Форсаж — 12500 кГс (122.58 кН)

Расход топлива:

Крейсерский режим — 0.67 кг/кГс•ч

Максимал — 0.75 кг/кГс•ч

Форсаж — 1.92 кг/кГс•ч

Степень повышения давления в компрессоре — 23

Расход воздуха — 110 кг/с

Степень двухконтурности — 0.6

Масса двигателя — 1533 кг (по другим данным 1520 кг)

Отношение тяги к массе >8

Температура газов перед турбиной — до 1700 К

Ссылки

Исходный текст этой статьи основан на материалах сайта www.airwar.ru. Текст был опубликован с разрешения владельца сайта.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home