Саентология

В связи с вандализмом редактирование этой страницы закрыто для незарегистрированных и новых участников.

Сайентоло́гия[1] (англ. Scientology) — религиозно-философское учение, изобретённое американским писателем-фантастом Роном Хаббардом, целью которого декларируется улучшение человеческих способностей. Последователи учения образуют так называемую Церковь сайентологии (ЦС), деятельность которой постоянно находится в центре жёсткой критики со стороны общественных, государственных и медицинских организаций. Многие наблюдатели причисляют сайентологию к деструктивным религиозным культам.

Содержание

История сайентологии

Термин «сайентология» впервые ввёл в 30-х годах ХХ века немецкий философ Анастасиус Норденхольц («Сайентология: Наука о внутренней природе и применимости знаний», 1934 г.). В 1952 году этот термин позаимствовал для названия созданного им учения Л. Рон Хаббард. Он определил его как «прикладная религиозная философия».

Сайентологическое учение Хаббарда выросло из предыдущего учения — Дианетики, определяемой как «наука о душевном здоровье» (см. [1], [2]), в которой Хаббард описал новые методы умственной терапии, которые по его словам являются развитием психоанализа З. Фрейда и К. Юнга. В 1952 году, когда американские читатели книги создали уже множество дианетических групп, Л. Рон Хаббард основал «Ассоциацию Сайентологов Хаббарда» (впоследствии переименованную в «Международную ассоциацию сайентологов Хаббарда»), перенеся созданный им дианетический колледж в г. Феникс (Аризона, США) и впервые запатентовав название «Дианетика», как личную торговую марку. Первая «Церковь сайентологии» была открыта в г. Вашингтоне в 1955 году.

После смерти Л. Р. Хаббарда в 1986 году все его материалы и имущество перешли в распоряжение Центра религиозных технологий, созданого ранее самим Л. Р. Хаббардом для контроля за правильным использованием залицензированных торговых марок и созданных им технологий. Также в ведение ЦРТ перешли защищенные авторским правом работы Хаббарда, посвященные «Церкви сайентологии».

Руководители ЦС периодически организуют судебное преследование владельцев веб-сайтов, рассекречивающих «технологию» Хаббарда, требуя удалять материалы, распространяемые только на платной основе и под контролем обученных «супервайзеров» ЦС. Преследуют они и врачей-психиатров, использующих в своей практике препараты, считающиеся в саентологии безоговорочно вредными (например, антидепрессант «Прозак»).

Наибольшее распространение сайентология получила в США, где живут большинство последователей Церкви сайентологии. Также есть несколько сотен представительств (церквей и организаций, предоставляющих саентологические услуги) в Европе и Азии. Некоторые артисты Голливуда известны тем, что являются приверженцами этого учения (наиболее известными сайентологами являются Том Круз и Джон Траволта).

После смерти Л. Р. Хаббарда, образовалась и так называемая «Свободная сайентологическая зона», развивающая учение сайентологии вне и против желания ЦС. Она состоит из множества плохоорганизованных сайентологических и дианетических групп.

Основные идеи сайентологии

Слово «сайентология» на латыни означает «наука о знании» — это частичная калька греческого слова «эпистемология».

В отличие от дианетики, сайентология изначально постулирует вечность человеческой идентичности, называя её термином «тэтан», специально придуманным для того, чтобы отличать его от термина «душа», принятого в христианской религии. Тэтаны скитаются по созданной ими же Вселенной миллиарды лет, попав в ловушку давно принятых ограничений времени и пространства, а также — имплантирования (зомбирования) со стороны враждебных тэтанам сил. На Землю первые тэтаны попали несколько миллионов лет назад в качестве наказания за мнимые «преступления», совершённые в других галактиках. С тех пор наказанные тэтаны попали в круговорот перерождений, а целью сайентологии является освобождение тэтанов ото всех органичений материального мира (в терминологии Хаббарда — МЭСТ: материи, энергии, пространства и времени).

Религиозная мифология сайентологии опирается на мистерию «Космической Оперы», частично раскрытой Л. Р. Хаббардом в его фантастических романах «Поле битвы Земля» (экранизация) и «Миссия — Земля» ([16], [17]).

Церковь сайентологии провозглашает себя религиозной некоммерческой организацией, смыслом которой является развитие человеческого духа и реализация программ консультации и реабилитации. Представители ЦС заявляют, что учение Хаббарда (так называемая «Технология» и его «Писание», согласно терминологии ЦС) помогает избавлять от никотиновой, наркотической и алкогольной зависимостей, депрессий и подавления, проблем в обучении, психосоматических болезней и других неприятностей, связанных с «аберрацией» мышления и поведения.

Принципы и практика

Тем не менее, Церковь сайентологии вызывает много споров и критики. Критики нападают на Церковь как на корыстную коммерческую организацию. Многие несайентологи и критики пытались по-своему объяснить сайентологическую религию и практику и выдвигали свои обвинения по различным поводам и причинам. Принципы сайентологии ставятся под сомнение как псевдонаучные многими профессиональными медицинскими и психиатрическими работниками, и зачастую Церковь называется культом. В ответ Церковь пытается уличать психиатрические и медицинские организации в злоупотреблении своим положением и желании не потерять миллиардные прибыли.

Сайентологическое учение разрабатывалось Л. Роном Хаббардом в течение 33 лет — с 1952 года и до января 1986 года, когда он умер и якобы покинул своё тело. Наиболее ключевые принципы сайентологического мировосприятия были изложены им в период 50-х и 60-х годов.

Сайентология возникла в результате дальнейшего развития дианетики, более ранней методики самосовершенствования, описанной Л. Роном Хаббардом в 1950 году в его книге «Дианетика: современная наука о разуме». В середине 50-х годов Л. Рон Хаббард включил дианетику в качестве составной части в сайентологию. Принципиальное различие между Дианетикой и Саентологией состоит в том, что Дианетика направлена на работу с разумом индивидуума, уделяя всё внимание на восстанавливание полного осознанного воспроизведения в памяти его предыдущего опыта, в то время как сайентология целиком направлена на совершенствование человеческого духа. Кроме этого сайентология содержит также руководства по этике и моральным кодексам (Кодекс чести, Дорога к Счастью), по выведению из организма различных токсичных веществ для того, чтобы повысить духовное процветание (Программа Очищения), по общению, по супружеству, по воспитанию детей, по разрешению проблем, связанных с работой и производством, по основам обучения (Технология Обучения), и по истинной природе жизни (Динамики выживания) и так далее.

Сайентологические процедуры чётко размечены в виде серии последовательных ступеней, потому что Л. Рон Хаббард был убеждён, что совершенствование происходит на основе постепенного движения, шаг за шагом. Например, требуется обратить внимание на негативное влияние лекарств или наркотиков прежде, чем можно будет заняться последующей ступенью. Шаги постепенно приводят к дальнейшим, более продвинутым уровням самых эзотерических знаний сайентологии. Это описывается как продвижение по «Мосту к полной свободе» (или просто «Мосту»), на котором каждая ступень Моста является обещанием еще большей свободы для человека в той области жизни, которая подробно описана в терминах данного Моста.

Наиболее значимые убеждения сайентологии:

  • Человек является на самом деле бессмертным духовным существом (он называется в сайентологии «тэтан»), у которого есть разум и тело.
  • Тэтан прожил огромное количество предыдущих жизней и его существование не обрывается вместе со смертью физического тела.
  • Человек в основе своей хороший, но он может становиться «аберрированным» (нерациональным в поведении и мышлении) вследствие возникновения в его жизни инцидентов, которые содержат боль и бессознательность.
  • Истинно то, что истинно для вас. Истину никому невозможно навязать. Таким образом, принципы сайентологии предлагаются не как то, во что верят, а как то, что делают на практике.

Сайентологи пытаются убедить своих последователей в том, что они располают точной методологией того, как помочь человеку достигнуть осознания своего духовного существования и большей эффективности в духовном мире. Данные методы обучения и применения духовных консультаций в том виде, в котором они были созданы, якобы делают возможным достижение этих изменений. Согласно Церкви, конечной целью является достижение духом (тэтаном) того, что он восстанавливает своё изначальное природное состояние полной свободы, в результате чего он становится полной причиной над материей, энергией, пространством, временем, мыслями, формами и жизнью. Такое состояние свободы называется «Оперирующий Тэтан» или сокращенно ОТ.

Одитинг

Основной практикой в сайентологии является «о́дитинг» (от латинского audire «слушать»), которая представляет собой общение один на один с профессиональным сайентологическим консультантом или «о́дитором». Одитор следует так называемой точной процедуре совершенствования человеческого духа. В большей части одитинга применяется Е-метр, устройство, созданное для того, чтобы он помогал обнаруживать моменты и области душевных мук и расстройств человека, которые другим бы способом были бы пропущены и не замечены одитором.

Цель процесса одитинга состоит в том, чтобы помочь человеку (он называется «преклиром» или «ПК») сбросить с души тяжесть, рассказав о своих специфических инцидентах, содержащих прошлые травмы, о своих прежних этических проступках и плохих решениях. Данные предметы рассмотрения одитинга в целом представляют собой то, что ограничивает преклира от достижения собственных целей, и приводят к усилению его «реактивного ума». Одитор просит преклира ответить на список вопросов, которые составлены со специфической целью и подаются преклиру строго выверенным образом. Одитинг подразумевает то, что преклир должен быть желающим и заинтересованным участником, который понимает смысл вопросов, и тогда процессы будут проходить наиболее быстро и гладко. Это зависит также от того, что оба участники понимают, что происходит. Согласно политике Церкви, одитор обучен тому, чтобы «не оценивать» любую информацию для преклира, то есть он не должен давать советов, интерпретаций, или пренебрегать и обесценивать ответы преклира.

Сайентологи утверждают, что польза от одитинга состоит в увеличении коэффициента интеллекта, улучшении памяти, усилении алёртности, улаживании проблем, связанных с дислексией и получении огромного спокойствия; однако, в закрытых научных изданиях нет никаких ссылок или оценок этих утверждений. На самом деле, в каком-то докладе австралийского психиатра было заявлено, что одитинг содержит своего рода гипнотические команды, которые могут привести к бредовому диссоциативному состоянию. Лицензированные психиатры и психотерапевты часто ссылаются на то, что сессии одитинга равнозначны практикам из области душевного здоровья, но при этом сайентологи не обладают для этого соответствующей подготовкой. Однако сайентологи в частых дискуссиях и судебных разбирательствах пытаются оспаривать эти заявления профессиональных специалистов, и утверждают, что их практика направлена исключительно на духовную помощь. Таким образом, согласно Церкви, психотерапия обращается к психическому состоянию человека, а Церковь — к духовному существу.

Во время одитинга одитор может записывать информацию от одитируемого человека, что напоминает то, как это делается у психотерапевтов или в исповедальне. Церковь заявляет, что все информация, записанная при одитинге, сохраняется в полной секретности и является конфиденциальной. В период когда сессии одитинга не проводятся записи одитинга хранятся в рамках Сайентологии как «отчёты одитинга» под замком и ключом. Во многих случаях бывшие сайентологи заявляли, что Церковь использовала информацию, приобретённую в одитинге, против них.

Треугольник АРО

Одним из основных принципов Сайентологии является треугольник АРО. В этом треугольнике имеются три взаимосвязанных духовных компонента, которые создают успешную «жизненность». А именно это — Аффинити (эмоциональный отклик), Реальность (согласие с тем, что нечто действительно существует) и Общение (обмен идеями между двумя людьми). Л. Рон Хаббард назвал этот принцип «Треугольником АРО». Все сайентологи используют АРО в своей жизни как центральный организующий принцип, основываясь на убеждении в том, что улучшение одного из трёх компонентов приводит к повышению уровня двух других компонентов.

Шкала тонов

Шкала тонов — это определение точных характеристик настроения и поведения человека, которое достигается при помощи чёткого знания расположения эмоций на градуированной шкале. Шкала простирается от точки −40 или «Полного Поражения» до точки +40 или «Безмятежности существования». Положения на шкале тонов обозначаются определёнными эмоциями, но Л. Рон Хаббард также описал много других вещей, которые могут быть определены при помощи шкалы тонов, например, такие аспекты как личное здоровье, сексуальное поведение, потенциал выживания или способность обращаться с правдой. Шкала тонов применяется сайентологами в каждодневной жизни для того, чтобы лучше понимать окружающих людей. Согласно сайентологии, человек, находящийся в более низком тоне, имеет больше проблем, он более стеснителен, а также более подвержен заболеваниям и несчастным случаям, и вместе с тем для того, чтобы общаться и обмениваться идеями с этим человеком, требуется проявлять больше заботы и рассудительности.

Уровни Оперирующего тэтана и история Зиму

«Скрытая правда» о сущности вселенной доступна только самым продвинутым саентологам, достигшим уровня «Клир», в серии курсов под названием «Передовая технология».

Содержимое курсов передовых уровней держится сайентологами в строжайшем секрете. Самая передовая информация — восемь уровней Оперирующего тэтана — требует тщательной подготовки. Наивысший уровень, ОТ VIII, может быть пройден только в открытом море, на круизном судне сайентологов «Freewinds».

В секретных уровнях ОТ Хаббард рассказывает о травмах, полученных нами в предыдущих жизнях. Также он рассказывает, как исправить последствия этих травм. Среди всех этих передовых учений есть и ОТ III — весьма часто упоминавшаяся в прессе история Зиму и его «Галактической Конфедерации».

Критика сайентологии

Многие уважаемые медицинские организации, в том числе Американская медицинская ассоциация (АМА) и Всемирная федерации психического здоровья (ВФПЗ) характеризуют принципы сайентологии как псевдонаучные, а саму ЦС — как секту, хотя нечасто указывается — от какой же именно религии эта «секта» отделилась.

Начиная с 1950 г., в связи с широким распространением дианетики и сайентологии, Хаббард и его сподвижники подвергались все большей критике со стороны общественных организаций, традиционных религий, государственных органов безопасности и медицинских работников. Правительства многих государств (Великобритании, Австралии, Германии, Родезии, США, Франции и др.) объявляли ЦС недобросовестной коммерческой организацией, она обвинялась в запугивании критиков и эксплуатации своих членов. Начиная с середины 80-х годов, после смерти Хаббарда, в некоторых странах часть обвинений была снята. Тем не менее и сегодня Церковь сайентологии остаётся в центре критики, а её деятельность во многих странах запрещена.

  • 1950 — АМА объявила «поход» против дианетики Хаббарда
  • 1951 — первый судебный вердикт против дианетики (штат Нью—Джерси)
  • 1951 — покушение на Хаббарда в его собственной квартире, укол в сердце неизвестным препаратом
  • 1951 — ФБР США по личному распоряжению Гувера заводит дело на Хаббарда, обвиняя его в коммунизме, гомосексуализме, наркомании, атеизме, материализме и подрывной деятельности против США
  • 1956 — спецслужба ФБР Койнтелпро (Counter-Intelligence Program) берёт Хаббарда и его единомышленников под плотный контроль: 15 лет спустя, благодаря запросу по «Акту о свободе информации, 1966 г.», правительство США созналось, что Койнтелпро проводило во внесудебном порядке прослушивание и взлом помещений, перлюстрацию писем, дезинформацию в прессе, дискредитацию перед работодателями, организовывало фискальные доносы против саентологов
  • 1958 — Министерсво Юстиции завело несколько дел на активных саентологов, включая Хаббарда
  • 1959 — под тяжестью судебных исков в США, Хаббард переезжает в Англию, организовав саентологический центр в г. Сент-Хилл, Сассекс, где находится до 1966 года
  • 1962 — под влиянием ВФПЗ началось преследования саентологов в Австралии
  • 1963 — запрет сайентологии в Австралии (полностью отменён в 1973 г.)
  • 1966 — запрет сайентологии в Родезии, куда Хаббард попытался перенести свою организацию из враждебной Англии (отменён в 1980 г.)
  • 1968 — запрет сайентологии в Англии (частично отменён в 1970 г., полностью — в 1980)
  • 1968 — запрет сайентологии в Новой Зеландии (отменён в 1969)
  • 1969 — запрет сайентологии в Греции из-за обвинения в «похищении людей» (отменён в тот же год, когда «похищенные люди» нашлись в добром здравии)
  • 1972 — запрет сайентологии в Марокко (неизвестно — действует ли в настоящее время)
  • 1974 — запрет сайентологии в Испании и Португалии из-за обвинения в связях с ЦРУ
  • 1974 — АНБ США под давлением закона о свободе информации признаёт, что ведёт многолетнюю слежку за сайентологами, но не рассекречивает цели и результаты своей работы
  • 1977-78 — серия судебных процессов против саентологии в США, (например, обвинение в шпионской деятельности) первое осуждение жены и соратницы Хаббарда, Мэри Сью; Рон Хаббард в ответ затевает судебный процесс против Генри Киссинджера, который, впрочем, закончился безрезультатно
  • 1978 — суд Парижа заочно приговорил Хаббарда к 4-м годам каторги и крупному штафу по обвинению в мошенничестве
  • 1978 — тяжёлая болезнь Хаббарда, инфаркт и операция на сердце
  • 1979 — у Хаббарда обнаружен рак лобных долей мозга
  • 1980 — исчезновение Хаббарда, ЦС переходит под управление его «опекунов»: Пата и Анны Брокер и девятнадцатилетнего нотариуса Давида Мискевиджа (Мицкевича)
  • 1981 — повторное осуждение Мери Сью Хаббард, тюремное заключение
  • 1981 — ЦС переходит под управление Д. Мискевиджа, первый раскол в саентологии
  • 1981-82 — краткое восстановление единства саентологии
  • 1982 — создание Центра Религиозных Технологий (под руководством Д. Мискевиджа), который с тех пор полностью распоряжается имуществом ЦС, окончательный раскол, создание «Свободной Саентологической Зоны» давним соратником Хаббарда по Морской Организации Биллом Робертсоном
  • 1986 — 23 января составлено завещание Хаббарда, передающее всю его собственность ЦРТ
  • 1986 — 24 января Рон Хаббард умирает от инсульта в местечке Хемет (Калифорния), опознание тела произведено местным шерифом по картотеке ФБР
  • 1986 — 25 января Рон Хаббард кремирован без оповещения родственников и друзей, его пепел развеян над Тихим океаном
  • 1986 — 27 января появилось официальное сообщение о смерти Рона Хаббарда
  • 1987 — саентология получает статус благоприятствования в США и вскоре освобождается от всех налогов, как официально признаваемый религиозный культ
  • 2005 — Британская комиссия по благотворительности постановила, что Церковь сайентологии не отвечает критериям религиозной организации

Примечания

  1. Русскоязычные последователи Рона Хаббарда используют другую, некорректную с точки зрения правил, транскрипцию анлийского слова scientology — «саентология».

Официальная литература сайентологов

  1. Л. Р. Хаббард «Дианетика, первоначальные тезисы», 1948
  2. Л. Р. Хаббард «Дианетика: Современная наука о душевном здоровье», 1950
  3. Л. Р. Хаббард «Дианетика: Эволюция науки»
  4. Л. Р. Хаббард «Наука выживания»
  5. Л. Р. Хаббард «Дианетика 55! Руководство по эффективному общению», 1955
  6. Л. Р. Хаббард «Самоанализ: Практическое руководство по самосовершенствованию»
  7. Л. Р. Хаббард «Введение в Саентологическую Этику»
  8. Л. Р. Хаббард «Продвинутая процедура и аксиомы»
  9. Л. Р. Хаббард «Руководство по основам обучения»
  10. Л. Р. Хаббард «Настольная книга для преклиров»
  11. Л. Р. Хаббард «Саентология 0-8. Книга основ»
  12. Л. Р. Хаббард «Саентология. Основы мысли»
  13. Л. Р. Хаббард «Саентология: Новый взгляд на жизнь»
  14. Л. Р. Хаббард «Проблемы работы»
  15. Л. Р. Хаббард «Курс руководителя организации. Основная шляпа штатного сотрудника»
  16. Л. Р. Хаббард «Миссия — Земля, в 9-ти томах»
  17. Л. Р. Хаббард «Поле битвы — Земля, в 2-х томах»
  18. Бернд фон Виттенбург «Шах планете Земля»,— М.: Новая Планета, 1998

Ссылки

Критика сайентологии:

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home