За пригоршню долларов (фильм)

За пригоршню долларов
Per un pugno di dollari
(A Fistful of Dollars)
Жанр вестерн
Рейтинг [[Система рейтингов Американской киноассоциации|]]
Режиссёр Серджио Леоне
Продюсер Арриго Коломбо
Джорджио Папи
Автор
сценария
Серджио Леоне
А. Бонццони
Виктор Андреас Катена
Джеми Комас Гил
В главных
ролях
Клинт Иствуд
Джан Мария Волонте
Марио Брега
Марианна Кох
Оператор Массимо Далламано
Федерико Ларрайя
Композитор Эннио Морриконе
Кинокомпания Constantin Film Produktion GmbH
Jolly Film
Ocean Films
Длительность 99 мин.
Бюджет ок. 200 тыс. $
Страна ФРГ
Италия
Испания
Год 1964
Приквел
Сиквел
IMDb {{{IMDbLink}}}
IMDb ID 0058461

«За при́горшню до́лларов» (итал. Per un pugno di dollari, англ. A Fistful of Dollars; 1964) — классический художественный фильм Серджио Леоне, первый «спагетти-вестерн» из так называемой «долларовой трилогии».

Содержание

Сюжет

Фильм является вольным римейком самурайской драмы Акиры Куросавы «Телохранитель» (1961), действие которого перенесено на границу США и Мексики.

В небольшой пограничный городок Сан-Мигель приезжает бродяга-стрелок (Клинт Иствуд). Жителей на улицах нет, первый, кого он встречает — усаженный на лошадь мертвец, к спине которого приколота издевательская записка «Adios, amigo» («Прощай, друг»). Со слов хозяина салуна стрелок узнаёт, что городок стал ареной противоборства двух банд, которые занимаются контрабандой — мексиканцев Рохо и американцев Бакстеров. Обе банды равно сильны и ни одна не может взять верх над другой.

Стрелок решает «раскачать» ситуацию. Он провоцирует на перестрелку боевиков, работающих на Бакстеров, и убивает троих из них. Доказав тем самым свою ценность, он нанимается на службу к братьям Рохо, самым опасным из которых является Рамон (Джан Мария Волонте). У Рамона есть любовница Марисоль (Марианна Кох), которую тот выиграл в карты у её мужа и держит рядом с собой против её воли.

В город прибывает военный отряд США, охраняющий карету с какими-то ценностями. Стрелок следит за ним вплоть до пограничной реки, на которой отряд встречается с мексиканским отрядом, чтобы купить оружие за золото. Внезапно мексиканцы открывают огонь и уничтожают американских солдат — оказывается, что в мексиканскую форму были переодеты люди Рохо, которые захватили и золото, и оружие.

Стрелок и хозяин салуна перевозят двух убитых американских солдат на кладбище и усаживают их около могилы. Затем стрелок пробирается к Бакстерам и сообщает им за вознаграждение, что два раненых солдата из разграбленного братьями Рохо обоза остались в живых и могут дать показания против Рохо. Бакстеры спешно отправляются на кладбище. Тогда стрелок сообщает то же самое Рохо, которые также отправляются на кладбище, где завязывается перестрелка. В плен к братьям Рохо попадает сын Бакстера.

В это время стрелок, оставшийся в доме Рохо, пытается найти спрятанное золото, но вместо этого натыкается на Марисоль. Он относит потерявшую сознание женщину к Бакстерам и получает за это вознаграждение. Теперь Бакстеры могут обменять Марисоль на своего сына.

После совершения обмена Рамон прячет Марисоль в уединённом доме. Стрелок отправляется туда, убивает всех охранников и даёт деньги Марисоль, чтобы она могла убежать с мужем и сыном из города. Вернувшись к Рохо, он попадает в руки к Рамону, который пытками надеется выведать у него, куда делась Марисоль. Жестоко избитому стрелку удаётся сбежать и спрятаться у гробовщика. Рамон переворачивает весь город в поисках беглеца, который не может в таком состоянии далеко уйти, и в конце концов нападает на дом Бакстеров. Люди Рохо поджигают резиденцию конкурентов и убивают всех, кто выбегает из огня. Однако стрелка среди убитых нет.

Через некоторое время стрелок поправляется достаточно, чтобы снова взять в руки пистолет. Зная, что Рамон более чем серьёзный противник, он выпиливает из чугунного бака плиту, которая должна защитить его от выстрелов, направленных в грудь. Ситуация осложняется, когда Рамон перехватывает хозяина салуна в тот момент, когда тот нёс для стрелка еду. Стрелок отправляется на выручку к другу. Он появляется перед Рамоном на площади; Рамон раз за разом стреляет из карабина ему в грудь, пока не заканчивается обойма. После этого стрелок несколькими выстрелами убивает всех братьев и помощников Рамона и устраивает с ним честную дуэль, в которой Рамон погибает.

Освободив хозяина салуна, стрелок уезжает из города.

Значение

  • Фильм открыл эпоху популярности «спагетти-вестернов» и определил многие их характерные черты. В частности, эти фильмы представляют собой скорее кинематографические притчи, нежели реалистические произведения. Подчёркнутая фантастическая меткость персонажей, перенос акцента с сюжетной логики на эффектный зрительный ряд, эпическая цельность характеров и другие моменты позволяют чётко отличить их от вестернов американского производства, которые воспринимались аудиторией как претендующие на реалистичность, в то время как у вестернов Серджио Леоне такой претензии нет.
  • Стивен Кинг утверждал, что именно герой Иствуда стал прообразом Стрелка из цикла его романов «Тёмная башня».
  • Фильм Леоне многократно цитировался в других произведениях. Наиболее примечательно его использование в сюжете трилогии «Назад в будущее» — во втором фильме на телеэкране показывается эпизод финальной дуэли, а в третьем персонажи (один из которых называет себя в этот момент «Клинт Иствуд») почти дословно, хотя и в комическом ключе, воспроизводят эту сцену. Известны также пародийные использования сюжета фильма в сериале «Звёздный путь: Новое поколение» (эпизод «A Fistful of Datas») и мультсериале «Футурама» (эпизод «A Fishful of Dollars»).
  • Впоследствии тот же сюжет, перенесённый во времена гангстерских войн 1930-х годов, был использован в фильме Уолтера Хилла «Герой-одиночка» (Last Man Standing, 1996).

Интересные факты

  • Будучи достаточно точным сюжетным римейком «Телохранителя» Куросавы, фильм в то же время никак не ссылался на первоисточник. Это вызвало судебный иск со стороны Куросавы о защите авторских прав. В письме Леоне японский режиссёр написал: «Это очень хороший фильм, но это мой фильм». Судебное разбирательство создатели фильма проиграли и был вынуждены выплатить компенсацию в размере 100 тысяч долларов и 15 % от всех кассовых сборов фильма, а также уступить права на прокат фильма в Японии, Южной Корее и на Тайване.
  • В американских источниках герой Иствуда часто называется «Человек без имени», хотя в фильме гробовщик дважды называет его «Джо» (и так же персонаж обозначен в титрах).
  • В копиях, изготовленных для американского проката, многие создатели фильма были указаны в титрах под англоязычными псевдонимами. Например, режиссёр Серджио Леоне скрылся под псевдонимом «Боб Робертсон», композитор Эннио Морриконе — «Дэн Сэвио», Джан Мария Волонте — «Джонни Уэллс» и так далее.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home