Ил-96

Ильюшин Ил-96
Категория Пассажирский
Производитель ОКБ Ильюшина
Первый полёт 1988
Начало службы 1993
Основной пользователь Аэрофлот (6)
Единиц произведено 19

Ил-96 — пассажирский самолёт для авиалиний большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина. Производится в городе Воронеж в Российской Федерации.

Содержание

История разработки

В 1974-1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми ТРДД с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20850кгс. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.

Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта.

На самолёте используется отечественный цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации.

Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября 1988 года. В конце декабря 1992 года он получил сертификат лётной годности. Поставки серийных самолётов начались в 1993 году. Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012 и RA-96016). Летом 2000 года велись переговоры о продаже КНР трёх самолётов. Летом-осенью 2005 года два Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы Фиделя Кастро.

В 1999-2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет отечественные ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. На данный момент по некоторым сведениям А/К «Волга-Днепр» заявила о своем намерении приобрести данный самолёт.

Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М/Т, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.

Конструкция самолета

Фюзеляж Ил-96 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую - на 5 метров - длину из-за уменьшения числа пассажирских мест. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Горизонтальное оперение Ил-96 - то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси Ил-96 состоит из трех основных опор, расположенных сзади центра масс самолета, и передней опоры. Применение трех основных опор с двенадцатью колесами обусловлено необходимостью базирования самолета на аэродромах с искусственным покрытием. Каждая из трех опор снабжена четырехколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колес имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см2.

Эксплуатация

С 1988 года построено 19 самолетов данного типа: 1 Ил-96М, 1 Ил-96Т и 17 Ил-96-300. Из них в эксплуатации находятся 16 самолетов Ил-96-300, в том числе в России - 14. Самолет выпускается серийно с 1992 на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). Цена самолёта составляет 40-50 млн долларов США (по зарубежным данным).

Использующиеся самолеты:

Заказы:

Кроме того, ведутся переговоры о продаже пяти Ил-96-400Т в Китай и стольких же Ил-96-300 в Зимбабве.

Варианты

  • Ил-96-300 — базовый вариант с двигателями ПС-90А, единственный вариант, находящийся в эксплуатации авиакомпаниями на данный момент.
  • Ил-96М — Вариант с зарубежными двигателями Pratt & Whitney. Построен один опытный самолет на авиационном заводе в Воронеже. На протяжении 10 лет проходит летные испытания. Заказов на данный тип ВС не поступало.
  • Ил-96Т — грузовой вариант Ил-96М.
  • Ил-96-400М/Т — планируемый вариант, с пассажирской (М) и грузовой (Т) модификацией.
  • Ил-300 — неправильное наименование Ил-96-300, встречающееся в разных ситочниках.

Лётно-технические характеристики

Характеристика Ил-96-300 Ил-96М/Т Ил-96-400М/Т
Первый полёт 28 сентября 1988 6 апреля 1993 -
Начало эксплуатации 1993 - -
Размах крыла 60,1 м 60,1 м 60,1 м
Длина 55 м 64 м 64 м
Высота в хвосте 17,55 м 15,72 м 15,72 м
Площадь крыла 391,6 м² 391,6 м² 391,6 м²
Полезная нагрузка 40.000 кг 58.000 кг 58.000 кг
Мaкс. взлётная масса 216.000 кг 270.000 кг 265.000 кг
Макс. пассажировместимость 300 435 435
Экипаж 2 2 2
Крейсерская скорость 900 км/ч 870 км/ч 870 км/ч
Мксимальная скорость 910 км/ч 900 км/ч 900 км/ч
Эксплуатационный потолок 12.100 м 12.200 м 12.100 м
Дальность полёта 7.500 км 12.800 км 10.000 км
Двигтели 4х ПС-90A 4х Pratt&Whitney PW2337 4x ПС-90A-1

Смотри также

Схожие самолеты

Ссылки


Самолёты ОКБ им. Ильюшина

Самолёты военного и транспортного назначения
А-50 | ДБ-3 | Ил-2 | Ил-4 | Ил-6 | Ил-10 | Ил-20(1946) | Ил-20 | Ил-22 | Ил-24 | Ил-28 | Ил-30 | Ил-32 | Ил-40 | Ил-46 | Ил-54 | Ил-76

Пассажирские самолёты
Ил-12 | Ил-14 | Ил-18(1946) | Ил-18 | Ил-62 | Ил-86 | Ил-96 | Ил-103 | Ил-114

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home