Созерцание

Созерцание, чувственная ступень познания.

В идеалистической философской традиции выделяются два основных понимания С., причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции.

Первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине».

Второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке.

В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида С.

  • «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и
  • «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»).

Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1).

С точки зрения марксизма познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.


Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home