Ту-16

Ту-16 (Badger по классификации НАТО) — советский двухмоторный реактивный дальний бомбардировщик. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолет — заправщик, самолет РЭБ и др. Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолетов Ту-16.

Содержание

История

Первым советским послевоенным дальним бомбардировщиком стал Ту-4, поршневой четырехмоторный самолет — копия американского B-29 Superfortress. Но уже во второй половине 40-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооруженными B-29.

Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.

Технические задания на создание самолета с рабочей дальностью около 3000 км, околозвуковой крейсерской скоростью и бомбовой нагрузкой три — семь тонн были готовы в 1948 году, но разработке мешало отсутствие в то время подходящего двигателя.

Конструкторское бюро Туполева в это время разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе следует упомянуть модель «82» — первый фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Модель «82» не пошла в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28 конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако наработки, сделанные при создании модели «82» в дальнейшем использовались при разработке фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 была модель «86», разработка которой была начата в конце 1948 года, построенная к лету 1949 года. Самолёт обеспечивал дальность полета с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м — 980 км/ч, практический потолок — 13400 м.

Однако 29 августа 1949 года СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн. Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомболюка, а в конструкции самолета должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия. Военной авиации отныне требовался не просто дальний бомбардировщик, способный летать в два раза быстрее Ту-4, а самолет, способный доставить ядерную бомбу на дальности, доступные Ту-4. Исследования конструкторского бюро Туполева, проведенные при работах по проекту «86», показали, что полноценный скоростной дальний реактивный носитель ядерного оружия может быть получен увеличением массо-габаритных параметров самолета и тяги двигателей в 1,5-2 раза. Именно это решение и привело к появлению проекта «88», разрабатывавшегося поначалу в инициативном порядке. Такие конструктивные решения проекта «86», как общая компоновка фюзеляжа, состав и расположение экипажа и оборонительного вооружения переносятся в проект «88», ставший самолетом Ту-16. Эскизный проект самолета окончательно утверждается 5 июля 1951 года.

Конструкция нового самолета включала ряд черт, придавших Ту-16 очень характерный внешний вид и сделавших его одним из самых красивых и узнаваемых самолетов мира — «утопленные» в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность хвостового оперения, легкая и прочная конструкция крыла большого удлинения.

Одним из успехов советской конструкторской мысли являлось крыло Ту-16. Два лонжерона, верхняя и нижние панели крыла образовывали основной силовой элемент конструкции — жесткий кессон. На американских бомбардировщиках схожего класса и времени создания B-47 и B-52 крыло выполнялось гибким, благодаря чему происходило демпфирование вертикальных порывов воздуха за счет значительных деформаций крыла. Жесткое и относительно более тяжелое крыло Ту-16 в полете деформировалось мало, что значительно повысило его живучесть, особенно с точки зрения усталостных нагрузок. На крыльях B-47 и B-52 постоянно возникали трещины, что приводило к остановкам парка самолетов, необходимости доработки и усиления конструкции. Можно с уверенностью сказать, что раннее снятие с эксплуатации B-47 во многом определилось «слабым» крылом.

После ряда доработок, связанных с необходимостью облегчить самолет и одновременно обеспечить ему защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, Ту-16 был прнят на вооружение в мае 1953 года. Первый серийный самолет был выпущен с конвейера в Казани 29 октября 1953 года. Всего же серийное производство Ту-16 происходило на трех заводах. В Казани было выпущено 800 машин, в Куйбышеве — 543 и в Воронеже — 166. Серийное производство Ту-16 продолжалось с 1953 до конца 1963 года.

В дальнейшем самолёт претерпел десятки доработок и переоснащений новыми видами вооружений и радиоэлектронного оборудования. В России он был окончательно снят с вооружения в начале 90-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолетов в истории, и, безусловно, шедевром авиационной конструкторской мысли. Китайский вариант Ту-16 до сих пор стоит на вооружении.

Боевое применение

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолетом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полеты приводили к авариям и катастрофам. Так, в 1968 году на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолет-разведчик Северного флота в Норвежском море. В июне 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолетов при невыясненных обстоятельствах, не исключающих пуск ракеты, во время слежения за японским флотом.

Во время «шестидневной войны» 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС и один самолет Ирака. Самолеты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и кассетными бомбами во время пролета вдоль рулежной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.

Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазу Аль-Валлид возле сирийской границы и периодически участвуя в налетах на иранские города.

Во время афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолеты 200-го бобруйского тяжелобомбардировочного полка участвовали в панджшерской операции по подавлению Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлебывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.

Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты повстанцев, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжелые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолетом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16. Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжелыми фугасками по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.

Модификации

  • Ту-16 (Badger A) Средний бомбардировщик, первая серийная модификация.
  • Ту-16А Стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Самая массовая модификация — построено 453 машины.
  • Ту-16В Стратегический бомбардировщик. Построенный в трех экземплярах самолет — носитель водородной бомбы, аналогичной взорванному 30 октября 1961 года на Новой Земле сверхмощному устройству («Царь-бомба», «Кузькина мать»).
  • Ту-16Б Средний бомбардировщик, модификация с двигателями М-16-15 (РД16-15).
  • Ту-16К-10 (Badger C) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты К-10.
  • Ту-16К-11-16 (Badger G) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты Х-16 и Х-26.
  • Ту-16К-10-26 (Badger G) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР-5 и КСР-2 (морской вариант — Х-10СД и Х-10С).
  • Ту-16КС (Badger B) Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КС-1 «Комета». Около 40 самолетов этого варианта были поставлены в Индонезию и Египет.
  • Ту-16КСР Дальний бомбардировщик-ракетоносец под ракеты КСР и КСР-2.
  • Ту-16П «Ёлка» (Badger H) Самолет РЭБ.
  • Ту-16П «Букет» (Badger J) Самолет РЭБ.
  • Ту-16Е (Badger K) Самолет РЭБ.
  • Ту-16-3 Самолет-заправщик (крыльевой метод дозаправки).
  • Ту-16Н Самолет-заправщик методом шланг — конус.
  • Ту-16С Морской поисково-спасательный самолет, носитель .
  • Ту-16Г Почтовый самолет, использовался также как учебный для экипажей Аэрофлота
  • Ту-16КРМ Самолет-носитель беспилотных мишеней
  • Ту-16Т Торпедоносец
  • Ту-16РМ Морской разведчик-целеуказатель
  • Ту-16Р Дальний разведчик
  • Ту-16 «Циклон» Разведчик погоды
  • Xian H-6 Китайский бомбардировщик средней дальности
  • Xian H-6A Китайский стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия
  • Xian H-6-IV Китайский морской бомбардировщик — ракетоносец под ракеты C-601 Silkworm.

Тактико-технические характеристики Ту-16

  • Экипаж, чел: 6
  • Размах крыльев, м: 33.0
  • Длина, м: 34.8
  • Высота, м: 10.4
  • Площадь крыла, м²: 164.65
  • Масса, кг:
    • пустого самолета: 37200
    • нормальная взлетная: 72000
    • максимальная взлетная: 79000
  • Топливо, кг: 36000
  • Тип двигателя: 2 ТРД Микулина РД-3М или РД-3М-500
  • Тяга, кгс: 2 х 9500
  • Скорость, км/ч:
    • максимальная: 1050
    • крейсерская: 850
  • Перегоночная дальность, км: 7200
  • Дальность полета, км: 5925
  • Боевой радиус действия, км: 3150
  • Практический потолок, м: 12300
  • Вооружение: семь 23-мм пушек АМ-23 (три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Ту-16-К-10 — четыре пушки АМ-23.
  • Бомбовая нагрузка — 9000 кг в отсеке оружия (возможность нести ФАБ-9000 или ядерную бомбу)
  • Ракетное вооружение — одна ракета «воздух — поверхность» на внешней подвеске под фюзеляжем, две ракеты на внешней подвеске под плоскостями. Ракетные боеголовки как обычного типа, так и ядерные.

Источники

Родственные разработки: Ту-104 Ту-124 Xian H-6

Аналоги:

  • Vickers Valiant
  • Boeing B-47 Stratojet

Ссылки


Самолёты ОКБ им. Туполева

Серия АНТ
АНТ-1 | АНТ-2 | АНТ-3 «Пролетарий» | АНТ-4 «Страна Советов» | АНТ-5 | АНТ-6 | АНТ-7 | АНТ-8 | АНТ-9
АНТ-13 | АНТ-14 | АНТ-16 | АНТ-17 | АНТ-20 «Максим Горький»
АНТ-21 | АНТ-22 | АНТ-23 | АНТ-25 | АНТ-26 | АНТ-27 | АНТ-29
АНТ-31бис | АНТ-37 | АНТ-40 | АНТ-42 | АНТ-44 | АНТ-46 | АНТ-58

Самолёты военного назначения
ДИ-8 | ДИП | И-4 | И-8 | И-12 | И-14 | МИ-3 | Р-3 | Р-6 | Р-7 | СДБ | ТБ-1 | ТБ-3 | ТБ-4 | ТБ-6 | ТШ-Б | ФБ
Ту-1 | Ту-2 | Ту-4 | Ту-6 | Ту-8 | Ту-10 | Ту-12 | Ту-14 | Ту-16 | Ту-20 | Ту-22/Ту-22М | Ту-24 | Ту-28 | Ту-64 | Ту-73 | Ту-75 | Ту-78 | Ту-80 | Ту-81
Ту-82 | Ту-85 | Ту-88 | Ту-89 | Ту-91 | Ту-95 | Ту-96 | Ту-98 | Ту-107 | Ту-119 | Ту-121 | Ту-126 | Ту-128 | Ту-135 | Ту-138 | Ту-142 | Ту-160

Пассажирские самолёты
Ту-70 | Ту-104 | Ту-110 | Ту-114 | Ту-116 | Ту-124 | Ту-134 | Ту-136 | Ту-144 | Ту-154 | Ту-155 | Ту-156 | Ту-164 | Ту-204 | Ту-214 | Ту-234 | Ту-324| Ту-330 | Ту-334| Ту-414 | Ту-444

Амфибии
МДР-2 | МДР-4 | МК-1 | МР-6 | МРТ-1 | МТБ-1 | МТБ-2 | МЭР

Беспилотные аппараты
ВР-2 | ВР-3 | ДБР-1 | Ту-123 «Ястреб» | Ту-130 | Ту-141 «Стриж» | Ту-143 «Рейс» | Ту-243 «Рейс-Д» | Ту-300 «Коршун»

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home