Псалтирь

Псалти́рь, Псалты́рь (греч. ψαλτήριον — название струнного музыкального инструмента, от греч. ψαλμοί, ивр. ספר תהלים, тегилим — хваления) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца при разных жизненных испытаниях. Традиционно автором Псалтири считают царя Давида, хотя на многих псалмах очевидны следы позднейшего происхождения: времен плена вавилонского и еще позже. Вернее всего, Псалтирь вырастала постепенно, как всякий продукт коллективного творчества, и в канон еврейских священных книг вошла сравнительно поздно, после строгой обработки и редакции. Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (псалом 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр псалмов разрабатывался в иудейской литературе и позднее (так называемые Соломоновы псалмы, I век до н. э.).

Богослужебной (в иерусалимском храмовом культе) Псалтирь стала еще при Давиде, в некоторых частях, сперва в скинии, потом в храме. От евреев богослужебное употребление Псалтири рано перешло к христианам.

Содержание

Структура и чтение

Нумерация псалмов различна в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция); в отечественной литературе чаще указываются номера по православному варианту, либо иногда двойные.

Все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, каждая кафизма — на три славы, т. е. небольших раздела, после которых трижды читается аллилуия. Псалтирь читается при всяком утреннем и вечернем богослужении и вся прочитывается каждую неделю, а в Великий пост — два раза в неделю.

Псалтирь у славян

Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, Псалтирь была переведена на славянский язык, по словам летописей, еще свв. Кириллом и Мефодием. Древнейшие сохранившиеся славянские рукописи Псалтири относятся к XI веку (древнейшая глаголическая «Синайская псалтирь», а также несколько кириллических рукописей). Впервые славянская Псалтирь была напечатана в 1495 году в Черногории (см. статью «Сербуля»); часто встречающиеся упоминания о краковском издании 1491 года (первопечатник Швайпольт Фиоль) на самом деле относятся не к Псалтири, а к Часослову, хотя и нестандартного по нынешним понятиям состава.

Псалтирь на Руси

На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и Часослова) не только среди священнослужителей, но и для лиц светских. Она оказала громадное влияние на древнюю письменность: летописи, сочинения Феодосия Печерского, митр. Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и разными местами и изречениями из Псалтири; многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки. В Древней Руси был также обычай гадать по Псалтири.

Толковая Псалтирь

В некоторых изданиях Псалтири помещены и краткие истолкования псалмов, и такая Псалтирь называется толковой. Из древних толкований Псалтири известны: Иоанна Златоуста, Амвросия, Августина; из новых — Толюка, Эвальда; в русской литературе — еп. Феофана, прот. Вишнякова и др. При толкованиях прилагаются и критические введения.

Следованная Псалтирь

Псалтирь послужила первоисточником большей части вечерних и утренних молитв, вместе с которыми, а также с Часословом, известна под названием «Следованной Псалтири» или «Псалтири с восследованием». Впервые следованная Псалтирь была напечатана по-славянски в Сербии в 1545 году (см. в статье «Сербуля»), и в таком виде была одной из наиболее часто издававшихся славянских книг, причем в нее постепенно входили и другие добавления с целью сосредоточить в одном месте все необходимые богослужения.

Переложения

Стихотворные переложения псалмов были весьма распространены, в том числе в русской поэзии XVIIIXIX веков (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).

Литература

  • Немировский Е. Л., История славянского кирилловского книгопечатания XV — начала XVII века. Том II, часть 2: Начало книгопечатания у южных славян. М.: Наука, 2005. ISBN 5-02-032678-X (вся серия), ISBN 5-02-033223-2 (конкретно том II, часть 2).
  • Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь, т. 2, Спб.: изд-во П. П. Сойкина, 1913.
  • Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири // Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. — Л., 1966.
  • Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа // Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857.
  • Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971.
  • Ellis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963.
  • Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu'à la ruine de l'état juif, P., 1950.




Книги Ветхого Завета

Пятикнижие: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие

Исторические книги и учительные книги: Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-я Царств, 2-я Царств, 3-я Царств, 4-я Царств, 1-я Паралипоменон, 2-я Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней

Книги пророков: Пр. Исайи, Пр. Иеремии, Плач Иеремии, Пр. Иезекииля, Пр. Даниила, Пр. Осии, Пр. Иоиля, Пр. Амоса, Пр. Авдия, Пр. Ионы, Пр. Михея, Пр. Наума, Пр. Аввакума, Пр. Софонии, Пр. Аггея, Пр. Захарии, Пр. Малахии

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home