Сэтто

Сэтто (яп. 節刀, сэтто:) — это особый меч, который японский император вручал поставленному во главе армии полководцу в подтверждение его полномочий. По окончании похода меч возвращался императору.

Содержание

Этимология

Слово сэтто состоит из двух слов: сэцу (яп. , здесь «время, временный») и то: (яп. , «меч»). Слово сэцу в данном случае означает «удостоверение», «подтверждение». Таким образом, сэтто — это «меч-удостоверение», то есть меч, выдаваемый в качестве свидетельства о том, что его обладатель уполномочен императором набирать людей и лошадей для своего войска, а также получать от местных властей все необходимое для своей армии. Кроме того, обладатель меча получал право распоряжаться жизнью как врагов, так и своих подчиненных.

Дзисэцу

От слова сэтто произошло слово дзисэцу (яп. 持節): дзи (持) означает «держать», «обладать», а сэцу (節) употреблено здесь вместо сэтто (節刀). Таким образом, дзисэцу — это обладатель сэтто, то есть полководец, который уже получил от императора меч сэтто и который теперь наделен чрезвычайными полномочиями. Слово дзисэцу иногда включалось в титул полководца, например: дзисэцу тайсёгун («главнокомандующий, получивший меч сэтто»), сэй хаято дзисэцу тайсёгун («главнокомандующий в походе против хаято, получивший меч сэтто»), сэйи дзисэцу тайси («глава посольства по усмирению варваров, получивший меч сэтто»).

Дайтокэй

Меч сэтто входил в число дайтокэй — регалий, которые передавались в Японии от императора к императору и сопровождали императора в его поездках. По своей важности дайтокэй считались государственными сокровищами, стоявшими на втором месте после трех священных сокровищ. Дайтокэй хранились в особом ковчеге, который назывался карабицу (яп. 唐櫃, «китайский ящик») и находился сначала в дворцовом здании Гиёдэн, а затем был перенесен в Найсидокоро.

Другие названия

«Японская историческая энциклопедия», рассказывая о сэтто, говорит, что этот меч назывался «волшебным» (яп. 靈剣, рэйкэн), то есть был символическим и не использовался непосредственно во время сражения.

У этого меча было еще три названия:

  1. санко сэнтокэн (яп. 三公戦闘剣) — «боевой меч сановника» («боевой» не в том смысле, что он использовался сановником в бою, а в том смысле, что во время боевых действий он находился при сановнике);
  2. сёгункэн (яп. 将軍剣) — «меч полководца» и
  3. хатэкикэн (яп. 破敵剣) — «меч, разящий врагов».

Описание сэтто

На клинок были нанесены символические рисунки китайского происхождения. На левой стороне клинка (если держать меч рукоятью вниз и лезвием от себя) были изображены:

  1. три владыки и пять царей (Фуси, Шэньнун, Хуанди; Шаохао, Чжуаньсюй, Дику, Яо, Шунь);
  2. шесть звезд Южной Медведицы и голубой дракон;
  3. талисман Сиванму, хранящий от смертоносного оружия.

На правой стороне были изображены:

  1. пять звезд Северного полюса и семь звезд Северной Медведицы;
  2. белый тигр
  3. талисман Лао-цзы, разящий врагов.

Происхождение сэтто

В некоторых древних сочинениях сообщается, что все входившие в число дайтокэй мечи, в том числе меч сэтто, были преподнесены Японии как дань при императрице Дзингу (201-269) корейским княжеством Кудара. Однако более вероятно, что сэтто появился при императоре Момму (697-707), который был поклонником всего китайского, а в Китае полководцу в знак его полномочий вручалась цзеюэ (кит. 節鉞) — «секира-удостоверение». В уложении «Тайхорё» (701 г.) написано: «Когда тайсёгун выступает в поход, ему жалуют сэтто». В толкованиях к «Тайхорё» говорится: «Что касается удостоверений посла, то раньше для этого использовали волосатый коровий хвост, но теперь это заменено мечом, который поэтому и называют сэтто — мечом-удостоверением; название удостоверения изменилось, но смысл его остался прежним».

История сэтто

  • Впервые меч сэтто был пожалован в 709 г. при императрице Гэммё (708-714). Тогда его получили Фудзивара Косэмаро, назначенный на должность Муцу тинто сёгун («командующий в Муцу—усмиритель востока»), и Саэки Иваю, назначенный на должность сэй Этиго эдзо сёгун («командующий—каратель варваров в Этиго»).
  • Затем в 720 г. меч был пожалован Отомо Табито, который получил звание сэй хаято дзисэцу тайсёгун («главнокомандующий с сэтто—каратель хаято»).
  • С тех пор, как видно из различных исторических летописей, сэтто выдавался полководцам неизменно — вплоть до 940 г., когда для подавления мятежа Тэнкэй был назначен Фудзивара Тадабуми со званием сэйто тайсёгун («главнокомандующий—каратель востока»). Он был последним, кому император пожаловал сэтто.
  • В 960 г. при императоре Мураками (947-967) во время пожара сэтто пострадал от огня. Меч был восстановлен (согласно некоторым источникам — изготовлен заново), однако в 1005 и в 1094 годах во дворце снова были пожары, и всякий раз дайтокэй сильно страдали от огня. Поэтому полководцам перестали вручать сэтто; так, в 962 и 1180 годах командующим вместо сэтто вручили лишь курьерские колокольчики экирэй (яп. 役鈴).
  • После того как власть в стране захватили сёгуны, императоры уже не назначали командующих, и вручение сэтто полностью прекратилось. В отдельных случаях, когда императоры собирали войско, чтобы выступить против сёгуната, они вручали своим военачальникам парчовое знамя, которое, возможно, выполняло ту же функцию, что и сэтто.
  • В 1227 г. при императоре Го Хорикава (1222-1232) дайтокэй были утрачены; в следующем 1228 г. нашли китайский ящик, в котором было два меча и обгоревшие обломки железа и меди. Было проведено совещание, на котором было решено сделать два ящика: один — для сэтто, а второй — для всего остального. Император должен был всегда возить эти ящики с собой в своих поездках. В смутное время (1331-1335) оба ящика были утрачены. Когда в 1352 г. на престол вступил император Гокогон, в летописи было записано, что ему не были переданы дайтокэй.
  • В 1863 г. император Комэй (1847-1867) пытался вручить сначала сёгуну Токугава Иэмоти, а затем его преемнику Хитоцубаси Кэйки некий меч с поручением изгнать из страны европейцев. Что это был за меч, который император хотел использовать в качестве сэтто, неизвестно.
  • В 1868 г. император, поручая принцам Акихито и Тарухито возглавить военные действия против сёгуна Кэйки и его приверженцев, вручил обоим принцам по сэтто. Эти сэтто были обыкновенными мечами.

Известно также, что иногда сэтто вручался и послам, направляемым в Китай. Так, в 701 г. император Момму, отправляя послом в Китай Аваду Мабито, присвоил ему звание кэнто сиссэцуси — «посла в Китай, наделенного мечом».

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home