Железнодорожный вокзал

Вокзал (станционное здание) (не путать с железнодорожной станцией вообще!) — это здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров. На вокзале есть кассы, камеры хранения, зал ожидания и т. д.

Содержание

Происхождение названия

Слово «вокзал» — чисто русского происхождения. Словарём Брокгауза и Ефрона была ошибочно введена гипотеза о происхождении слова «вокзал» от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в XVII веке Джейн Вокс (Jane Vaux) или от одноимённой английской станции, где был пущен первый английский паровоз. Однако, известно, что первый английский паровоз прошёл по дороге Стоктон — Дарлингтон (к северу от Лондона), а не на станции Воксхолл — так что, скорее всего, эта версия безосновательна.

В русском языке слово стало нарицательным благодаря вокзалу в Павловске (императорская резиденция близ Санкт-Петербурга), где прямо в его помещении в XIX веке в соответствии с европейской модой проходили музыкальные концерты. В те годы он назывался курзалом — так назывались летние эстрады в парках.

При строительстве Царскосельской железной дороги Герстнер построил в Павловске гостиницу с рестораном. Первое время в ней был небольшой зал для концертов, впоследствии увеличившийся до 5000 посадочных мест. Было модным ездить по железной дороге на концерты знаменитостей в Павловске. При встрече часто спрашивали: «А вы были в вокально-музыкальном салоне?». Постепенно, из-за громоздкости, полное название перешло в разговорное — «вокальный салон», «воксал». Но, так как концертный зал располагался рядом с пассажирской станцией Царскосельской дороги, понятия «станция» и «вокзал» — слились.

Во всех технических документах есть термин «пассажирское здание», однако общеупотребительным стало именно слово «вокзал». Ни на одной дороге мира, кроме России, нет названия «вокзал». Точно так же крытую платформу стали называть дебаркадером, невзирая на то, что это плавучая крытая пристань, никогда не имевшая отношения к железной дороге.

Классификация вокзалов

По площади помещений и расчётной вместимости вокзалы делят на внеклассовые (более 11 тыс. кв. метров, более 1500 пассажиров); I класса (4,6 тыс. кв. Метров, 1200—1500 пассажиров); II класса (2,3 тыс. кв. метров, 500—900 пассажиров); III класса (1 тыс. кв метров, до 300 пассажиров)

По занимаемой площади вокзалы делят на малые, средние, большие и крупные.

По расположению относительно перронных путей вокзалы делят на продольные, торцевые, торцево-боковые и П-образные. Расположение вокзала относительно путей имеет важное значение для организации пассажиропотоков.

Пассажиропотоки на вокзале

Естественное направление пассажиров на вокзале — от входа до перронов для отправляющихся пассажиров или противоположное для прибывающих пассажиров. Как правило на вокзалах складываются три пассажиропотока. Соотношения этих пассажиропотоков определяют желательный тип расположения вокзала относительно путей и внутреннее устройство вокзала.

  • Прибывающие пассажиры стремятся как можно быстрее оказаться в городе и услугами вокзала, как правило, не пользуются.
  • Так же как и прибывающие пассажиры, в услугах вокзала не нуждаются пассажиры, пользующиеся железной дорогой для регулярных поездок на небольшие расстояния (на работу или учёбу) и пассажиры, оформившие билеты заранее.
  • Третий пассажиропоток составляют пассажиры поездов дальнего следования и эпизодические пассажиры. Эти пассажиры покупают на вокзале билеты, изучают расписания и т. п.

Если на вокзале преобладают пассажиропотоки первых двух типов, то наиболее выгодно торцевое или торцево-боковое расположение вокзала, так как они позволяют пассажирам быстро покинуть вокзал. При плохой организации возможны заторы, так как потоки прибывающих пассажиров и отправляющихся «регулярных» пассажиров будут сталкиваться.

Если на вокзале больше отправляющихся пассажиров дальнего следования, то оправдано устройство П-образного вокзала.

Продольные вокзалы не имеют ярко выраженных преимущество для пассажиров какой-либо категории.

Источники

  • Организация железнодорожных пассажирских перевозок. А. А. Авдовский, А.С. Бадаев, К.А. Белов и др. Москва, "Академия", 2004. ISBN 5-7695-1720-4
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home