Шапшал, Сергей Маркович

Серая (Сергей) Маркович Шапшал, Хаджи Серая Хан Шапшал (8 мая 1873, Бахчисарай1961, Вильнюс) — караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, старший священнослужитель крымских караимов («уллу газзан»), позднее верховный иерарх, глава караимских религиозных общин («Гахам»).

Родился в семье садовода. С 1884 в Санкт-Петербурге учился сначала в Охтенском ремесленном училище, затем в гимназии. Окончив гимназию в 1894, поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Окончил университет в 1899 и был оставлен при университете. В 19011908 в Иране изучал азербайджанский и персидский языки, преподавал русский язык и общеобразовательные предметы в Тебризе, давал уроки принцу Мохаммед-Али, ставшему впоследствии шахом. По возвращении работал в Петербургском университете лектором турецкого языка и переводчиком восточных языков в Министерстве иностранных дел. В 1915 году, избран на пост Главы (Гахама) Караимского духовного правления Таврического и Одесского в Евпатории. В 1919 году бежал из Крыма, с отступающими Деникинскими войсками, сначала на Кавказ, а оттуда в Турцию, в Стамбул, где занял должность переводчика в банке.

Избран Гахамом караимских общин Польши и Литвы в 1928, отрекся от должности в 1940 году, после прихода в Литве и Восточной Польше Советской власти, однако в годы оккупации Литвы и Польши фашистами, де-факто, вновь стал исполнять обязанности Гахама. В годы Второй мировой войны, активно сотрудничал с оккупациоными немецкими властями. Работал научным сотрудником Института истории Литовской Академии наук. Подготовил, совместно с русским тюркологом Николаем Баскаковым и польскими ориенталистами (Ананьяш Зайончковский, Александр Дубинский) трёхъязычный «Караимско-русско-польский словарь», в сокращённом виде вышедший в 1974 в Москве.

Является создателем доктрины деиудаизации караимской религии и истории. Теория о алтайско-тюркском происхождении караимов и языческих корнях караимского религиозного учения, созданная им в середине 30-х годов 20 века, для отделения караимов от основной массы еврейского народа, получила в последствии широкую поддержку в караимских кругах и среди идеологов фашистского режима. Однако данная теория до сих пор является темой для критики и полемики.

Собрал уникальную коллекцию караимских древностей и предметов караимского быта, произведений декоративно-прикладного искусства, оружия, документов. Был инициатором создания в Троках караимского музея. Строительство здания музея, начатое в 1938, финансировало правительство Польши. Ныне часть коллекции Шапшала входит в Караимскую этнографическую экспозицию в Музее истории Тракай, часть хранится в Литовском национальном музее в Вильнюсе. Похоронен на караимском кладбище в Вильнюсе.

Сочинения

  • Серая Шапшал. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. Краткий очерк. Санкт-Петербург, 1895.

Литература

  • Караимско-русско-польский словарь. Москва, 1974.
  • Караимская народная энциклопедия. Под общ. редакцией М.С. Сарача. - T.I. - М.: «Карайлар», 1995. -246 с.
  • Коновалов А.Н. (ред.). Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. М., 1974
  • Баскаков Н.А., Тинфович М.С. С.М.Шапшал (к 100-летию со дня рождения).//«Советская тюркология», Баку, 1973, № 3, с. 119-121.
  • H. Kobeckaitė. Lietuvos karaimai, Vilnius, 1997.
  • Seraya Szapszal’s Karaim Collection. Vilnius: National Museum of Lithuania, 2003. ISBN 9955-415-32-0

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home