Волшебный фонарь (проектор)

«Волше́бный фона́рь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, распространённый в XVIIXX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.

Содержание

Конструкция

Волшебный фонарь является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или обьективом, в корпусе размещён источник света: в XVII в. — свеча или лампада, позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесены на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света усилен с помощью рефлектора. Часто снабжён кожухом для обеспечения циркуляции воздуха. Оптический принцип является обратным принципу камеры—обскуры.

История

Изобретение волшебного фонаря принадлежит, вероятно, голландскому учёному Христиану Гюйгенсу; датский математик Thomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы.

В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей проецируя образы на клубы дыма добиваясь таким образом эффекта присутствия в затемнёном зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю, см. иллюстрацию показа фантасмагорий в Париже в 1797 г.), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса», вместе с тем превратив демонстрации с помощью фонаря в профессиональную деятельность в сфере развлечений. Наибольшего расцвета демонстрации «фантасмагорий» достигли в XVII и XIX вв.

В XIX в. подобные сюжеты отступили на задний план, уступив место сказочным и историческим сюжетам, а так же использованию спецэффектов — демонстрацию образа из множества объективов на облака дыма произведённом с помощью машин (отсюда: туманные картины1).

Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованые сюжеты. С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало всей проекционной технике. Диапроектор — найболее близок по принципу работы и по конструктивному решению к волшебному фонарю.

Этьен Гаспар Робертсон и «фантаскоп»

Этьен Гаспар Робертсон (17631837; Etienne Gaspard Robertson) один из известнейших демонстраторов фантасмагорий, впервые использовавший особую подвижную конструкцию проектора — «фантаскоп» (phantаscope) в котором размещались приспособления позволяющие создавать примитивную анимацию изображения. (см. иллюстрации). Со своими представлениями Робертсон побывал в Санкт—Петербурге.

Демонстрации и тематика

Демонстрации обычно проводились на ярмарках, выставках, в тетатрах варьете, так же могли проводится в церквях. Сеанс длился до 2-х часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.

Изображения

Размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображение были колорированы. Среди последних в XIX в. был распростронён жанр Life Model Slides — отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированые рассказы на определённую тематику.

Форматы пластин варьировались в зависимости от области применения.

Литература

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home