Феодосий I Великий

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, лат. Flavius Theodosius, Theodosius Magnus) — римский император, царствовавший в 379395, последний правитель единой Римской империи перед её окончательным разделом на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию). При нём христианство окончательно стало государственной религией, а государственный языческий культ был отменён.

Содержание

Путь к власти

Происходил из уроженцев Испании и был сыном Феодосия, храброго и искусного военачальника во времена Валентиниана I, поднявшегося в своей карьере до звания comes Africae, но затем казненного по ложному обвинению врагами в сепаратистских замыслах (вероятно в 374 году). Феодосий родился в 346 году и прославился выдающимися талантами полководца еще при жизни отца, когда, управляя военными силами на Дунае (в качестве dux Moesiae), успешно отстаивал границу от варварских вторжений. Удаленный в изгнание придворной партией, происками которой был погублен его отец, он был через несколько лет вновь призван к еще более блестящему поприщу властителем Запада Грацианом. Когда после смерти его соправителя Валента (378 г.) в несчастной битве с вестготами при Адрианополе Восток остался без государя в очень опасном, почти критическом положении, Феодосий 19 января 379 г. объявлен был «августом»; ему предоставлялись при этом полные императорские полномочия в восточной половине империи, то есть в азиатских провинциях, в Египте с Киренаикой и на Балканском полуострове.

Характеристика деятельности

Богато одаренный природой, Феодосий вел воздержный образ жизни, был хорошим супругом и отцом, в государстве — вождем умным и энергичным. Полученное им тщательное образование подготовило его к тому, чтобы охватить мыслью задачу государя, понять ее трудности и осветить ее исполнение разумно построенным планом. Он выдвинул вновь девиз единства и убежденно, горячо отстаивал его извне — против теснивших империю варваров, внутри — против постоянно грозившего расчленения. Выдающийся полководец, хорошо владевший всеми орудиями римской стратегии, осторожный в обдумывании действий, но быстрый в их исполнении, Феодосий был также искусным дипломатом и умелым администратором. Среди измельчавших деятелей эпохи он показал известное величие, хотя оригинального политического творчества и новых реформаторских идей и не обнаружил: он мог только охранять то, что сложилось. Необузданность нрава, суровая нетерпимость и узость религиозного настроения бросают мрачную тень на его духовный образ. Эти свойства помешали Феодосию остаться справедливым человеком и вредили интересам его собственного могущества. Управления Востоком и Западом после приобщения Феодосия к власти сохраняли свою отдельность, но государи-соправители работали всегда согласно друг с другом. Феодосий не предпринимал козней против западного августа, уважая принцип раздела; на самом же деле авторитет его распространялся на весь римский мир.

Усмирение варваров

Прежде всего было необходимо привести к повиновению вестготов, которые хозяйничали по всему Балканскому полуострову, угрожая самому Константинополю. Феодосий реорганизовал войско, восстановил в нем дисциплину, пополнил его вспомогательными силами из самих варваров, раздробленных и враждовавших между собою. Опираясь на Фессалоники, систематически подвигаясь вперед и разжигая распри между отдельными группами варваров, он постепенно очищал полуостров (379382 г.). Мало-помалу готы были приведены к покорности и с ними заключены договоры о подданстве. В качестве федератов империи отряды их были расквартированы во Фракии и Македонии на началах военного постоя (hospitalitas). Полного замирения дунайской границы достигнуть, однако, не удалось: германцы, сарматы, аланы и гунны непрерывно теснили ее набегами и защита от них требовала значительных средств и неусыпного внимания. 

Борьба с узурпаторами на Западе

Дальнейший ход событий направил деятельность Феодосия на Запад. Последние годы царствования Грациана тревожимы были вторжениями франков, аламаннов, маркоманнов и квадов в Галлию и Италию. В Британии поднялся узурпатор, талантливый и энергичный Магн Максим, который приобрел власть и в Галлии, Грациан пал от руки сочувствовавших последнему заговорщиков в Лионе (383 г.); в руках сторонников его несовершеннолетнего брата Валентиниана II оставалась одна Италия, да и оттуда ему скоро пришлось бежать (387 г.) в Фессалоники, под покровительство Феодосия. Последний двинулся против Максима, выступая за легитимный принцип, проводя начало наследственности монархической власти и опасаясь, что все недовольные в империи элементы сгруппируются вокруг Максима. Феодосий направился в Италию с хорошо устроенным войском и прекрасными вождями-сотрудниками (римского и варварского происхождения — Промотом и Тимазием, Рихомером и Арбогастом), через Паннонию, а сильный флот должен был напасть на страну с юга. Максим был взят в плен и умерщвлен (388 г.). В западной империи восстановлена была в течение следующих лет законная власть Валентиниана II и сильно укрепилось руководящее влияние самого Феодосия, который с 388 по 391 годы большую часть времени провел в Италии, пребывая преимущественно в Милане.

Новые неурядицы, причинявшиеся вторжениями варваров, отозвали его на Балканский полуостров, где приходилось также бдительно охранять порядок в войсках, разделяя их на небольшие корпуса с доверенными начальниками во главе и с расширением власти последних на счет компетенции префекта претория. На дальнем востоке империи во время царствования Феодосия положение было довольно спокойно, вследствие внутренних смут, происходивших в персидском царстве.

Запад оказался успокоенным ненадолго. Ничтожный и неопытный, но неосторожный и притязательный Валентиниан II быстро возбудил против себя недовольство. Особенную вражду вызвал он в Арбогасте, поставленном управлять Галлией. Последний приказал убить императора, прибывшего с какими-то резкими требованиями в Вьенну (392), и возвел на престол некоего Евгения, профессора риторики, скромного и почтенного человека, являвшегося в его руках простой игрушкой. В борьбе с этой новой узурпацией Феодосию пришлось провести свои последние годы. Евгений был признан государем, кроме Галлии, также и в Италии. Движение принимало окраску реставрации паганизма, под влиянием самого видного главы языческой партии, Никомаха Флавиана, замечательного государственного человека, которого ценил сам Феодосий. В то же время симптомы внутренней смуты обнаруживались и в Африке; военный наместник страны (magister militum) Гильдон видимо желал создать из нее отдельное владение для себя. Феодосий провозгласил себя единым императором всего римского мира; он возвел в сан августа и младшего своего сына, малолетнего Гонория, как уже раньше сделал то же для старшего — Аркадия. Многочисленные заботы не дали ему возможности нанести удар узурпации немедленно. Он вступил вновь в Италию с сильным войском лишь в 394 г. (в числе начальников его армии мы видим знаменитого впоследствии Стилихона и также прославившегося вскоре готского вождя Алариха). Феодосий восторжествовал над врагами (в битве близ Аквилеи), но вскоре заболел и умер в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада (17 января 395 г.).

Законодательство

Поглощенный трудной задачей охраны безопасности и целости империи, Феодосий не успел выработать план преобразования внутренних порядков. Он стремился и здесь проявлять лишь твердую власть, чтобы не расшатывалась далее сила имперского правительства. В позднейших законодательных сводах сохранилось немало энергичных распоряжений Феодосия, но меры строгости его касались главным образом слабых элементов общества, особенно все более разорявшегося местного дворянства (куриалов). Гнет налогов не был облегчен, так как государство постоянно нуждалось в громадных средствах; некоторые восстания (в Берите и Антиохии) обясняются именно безжалостным фискализмом. Замечались только попытки несколько смягчить уголовное право и судопроизводство, под влиянием церкви, и регулировать в духе христианских понятий семейное право. Император много заботился о полиции безопасности и общественной гигиене; он украшал города (особенно Константинополь) роскошными и полезными зданиями, но не смягчил административного произвола и невыносимого крепостничества.

Церковная политика

Христианство как государственная религия

Во внутреннем управлении Феодосия важное и видное место занимала церковная политика. Будучи сам ревностным христианином и определенно придерживаясь правоверия, он окончательно порвал с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом. В эдикте 380 года была объявлена истинной и допустимой исключительно христианская вера в той ее форме, «которую проповедывал в Риме св. Петр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Петр в Александрии, мужи апостольской святости». Это господствующее (православное) учение при нем впервые названо «католическим» (кафолическим, вселенским); его сторонникам одним разрешено именоваться «Церковью». Арианство и другие секты были безусловно запрещены. Константинопольский собор 381 года подтвердил, дополнив его, никейский символ и повторил осуждение всех еретиков. Упорствующими грозили строжайшие наказания.

Отмена языческого культа

Такому же безусловному преследованию подверглись и язычники. В 384385 годах рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов (префект Востока Кинегий, при помощи вооруженной силы и вместе с монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры). Эдикт 391 года, еще более строгий, нанес последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.

Духовная и светская власть

В своих мероприятиях в области религии Феодосий находился под сильным влиянием знаменитого отца западной церкви Амвросия Медиоланского. Влияние это доводило часто государя до полной покорности епископу. Всем известен факт, как Феодосий принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя Феодосий и старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но таким подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что «Цезарь стоит не над церковью, а в ней». Эта теория сыграла первенствующую роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе (395 г.)

Окончательный раздел империи

Умирая, Феодосий в последний раз восстановивший единство в греко-римском мире, разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся еще юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребенку — Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.

Литература

  • Н. Schiller, «Geschichte der römischen Kaiserzeit» (Гота, 1887, т. 2-й);
  • G. Boissier, «La fin du paganisme» (есть русский перев.).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Предшественник:
Валент и Грациан
Римский император
Грацианом и Валентинианом II)

379-395
Преемник:
Гонорий (Запад)
и Аркадий (Византия)


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home