Сорокомания

Сорокомания

  1. Вид хобби или вредной привычки, заключающийся в периодическом написании посланий в газеты бесплатных объявлений (б/о).
  2. Общественное движение, возникшее в декабре 1992 года в Санкт-Петербурге среди постоянных читателей газеты б/о «Сорока».
  3. Форма открытого виртуального общения между реальными людьми или вымышленными персонажами — псевдами, ведущегося на страницах бумажных средств массовой информации (см. СМИ).

Сорокомания — весьма специфический вид общения, напоминающий нынешнюю переписку в интернетовских форумах или в эхоконференциях Фидонета. Период расцвета сорокомании приходится на 1994-95 гг., когда в каждом городе было по нескольку газет, публикующих помимо обычных объявлений о продаже/покупке/обмене ещё и послания. Кроме Санкт-Петербурга, сорокоманские тусовки возникли в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Уфе, Челябинске, Комсомольске-на-Амуре, Калининграде и других городах России, а также в странах СНГ, среди русскоязычного населения городов Прибалтики, г.Хайфы (Израиль) и г.Нью-Йорка (США). В Москве, несмотря на большое количество газет б/о и попытки публикации посланий, сорокомания так и не оформилась в движение.

Рубрики посланий возникали или спонтанно, на основе разделов, где публиковались объявления о потерянных вещах и поздравления, или с подачи редакции, желающей привлечь новых читателей и быть не хуже других. Через некоторое время после появления рубрики авторы посланий договаривались на страницах газеты о встрече и, спустя несколько таких встреч, перезнакомившись, образовывали сорокоманскую тусовку. Тусовки сорокоманов собирались периодически, от одного раза в месяц до нескольких раз в неделю. Основной целью собраний было изначально обсуждение посланий и других газетных материалов либо развитие начавшихся на страницах газет дискуссий. Распространению сорокомании способствовало в то время практически полное отсутствие молодёжной прессы и недостаточная распространённость компьютерных сетей.

Две положительные черты сорокомании — игнорирование слоёв общества и точное отражение мнения общества. Рубрики посланий довольно точно отражали, чем интересуется молодёжь, однако в большинстве газет тексты политического и религиозного характера в печать не пропускались.

Специфика изданий, породивших сорокоманию, предполагала, что их будет читать человек, которому надо чего-то купить или продать, поэтому сорокомании в эпоху расцвета были подвержены все общественные группы. Со временем сорокоманские тусовки вобрали в себя представителей множества молодёжных течений — хиппи, туристов, ролевиков, клубящихся, любителей фантастики, аниме, авторской песни и т. п. Большую часть сорокоманов составляли люди, заканчивающие школу и начинающие обучение в институте, хотя встречались и дети, и люди за сорок. Количество сорокоманов, приходящих на тусовки, колебалось в разных городах от 20 до 500 человек, число пишущих послания доходило до нескольких тысяч, число публикуемых посланий — до десяти тысяч в неделю (при этом многие пришедшие в редакцию послания не публиковались), а число читателей равнялось суммарному тиражу всех газет б/о, публиковавших послания.

К 1996-му году о сорокомании заговорили как об общественном движении, стали появляться публикации в обычных газетах, передачи на радио и телевидении, посвящённые сорокоманам. Тогда же началось и массовое закрытие рубрик посланий, которые, по мнению учредителей, «не соответствовали статусу издания» или «портили» его. Некоторые редакторы и члены редакционных коллективов, ставшие к тому времени сорокоманами, открывали собственные официальные издания или уходили в самиздат. Так же поступали и некоторые сорокоманы. В 1997-98 гг. были закрыты рубрики посланий в большинстве газет, хотя небольшое число газет бесплатных объявлений до сих пор выходит с рубрикой посланий.

К 1999-му году, после резкого удешевления услуг интернет-провайдеров, распространения компьютеров и компьютерных сетей, база для сорокомании исчезла. Виртуальное общение переместилось сначала в сеть Фидонет, а потом — на форумы, в чаты и в блоги, а бумажные послания сохранились либо в небольших городах, либо в форме самиздата.

Ссылки по теме:

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home