Русская православная старообрядческая церковь

Содержание

История церкви

Ру́сская Правосла́вная Старообря́дческая Це́рковь — православная христианская церковь, одна из ветвей староверов, организационно выделилось из поповцев старообрядчества в самостоятельную религиозную структуру в XIX веке. Ранее РПСЦ называлась Белокриницким согласием (или Белокриницкой иерархией) — по названию монастыря в Белой Кринице на северной Буковине.

Считается, что выделение Белокриницкого согласия произошло в связи с достигнутым в 1800 соглашением части старообрядцев-поповцев с Русской Православной церковью. Сохранив свою обрядность, поповцы подчинились местным епархиальным архиереям. Не пожелавшие идти на примирение создали свою церковную организацию. В середине XIX века они признали своим главой боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (в середине XIX века относился к Австро-Венгрии, затем — к Румынии, а после войны перешёл к Западной Украине и был разгромлен); в 1853 была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии; в настоящее время центр располагается в Москве.

Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует следование православному учению о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие, чин, последование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Согласно их учению, во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: «Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть» (Иоанн Златоуст).

Одними из важнейших внешних черт православного старообрядчества является содержание трехпогружательного крещения, как таинства, символизирующего умерщвление первородного греха и рождение нового человека — христианина. А так же: двуперстного крестного знамения, как иконы Символа Веры; канонической иконописи (в противовес иконописи, введённой в ходе реформы Никона), как символического отражения духовной ипостаси изображаемых лиц и событий священной истории. РПСЦ также содержит старинные богослужебные уставы, монодическое (унисонное) пение и другие черты древнехристианской церковной жизни в том виде, в котором они существовали до раскола. Внутреннее устройство и жизнь Церкви основывается на апостольских и святоотеческих правилах и христианской соборности.

Для сторонних наблюдателей это такие отличия внешних атрибутов старообрядцев от Русской Православной церкви, как крещение двумя, а не тремя перстами, крестный ход по часовой стрелке, а не против, произношение «Исус», а не «Иисус» и т. п.

История Русской Православной Старообрядческой Церкви неотделима от истории древнерусской церкви и берёт своё начало со времен князя Владимира и крещения Руси. В те годы Русь принимает все евангельские, апостольские и святоотеческие предания, хранимые восточными христианскими церквями. Наиболее близкие связи устанавливаются между молодой Русской церковью и Константинопольской патриархией. Первыми русскими митрополитами были греки. Они, как представители Константинопольской патриархии, наблюдали за благочестием устанавливаемых обычаев и порядков. Сам факт покровительства над русской митрополией говорит о том, что церковное устройство, богослужение, последования таинств и обрядов были приняты русской православной церковью от православного востока. Молодая Русская Церковь становится одной из крупнейших православных церквей мира. Некоторые достижения Русской Церкви были уникальными для того времени. На Руси, впервые на всем православном востоке, была создана печатная Библии.

Церковные реформы, предпринятые патриархом Никоном, царём Алексеем Михайловичем, продолженные при Петре Первом и других Романовых, положили начало так называемому расколу Русской Православной Церкви. Государственные и церковные власти, руководствуясь разными внешне и внутриполитическими соображениями, пошли на решительное изменение текста библии, хранимого на Руси семь столетий. Многие апостольские и древнехристианские формы таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены либо даже подвергнуты проклятиям со стороны церкви. Изменилось и её внутреннее устройство. Был упразднен провозглашенный Символом Веры соборный строй, а церковная иерархия вскоре впала в прямую зависимость от государства. Однако не вся Русская Православная Церковь приняла церковно-обрядовую реформу патриарха Никона, хотя несогласные часто жестоко преследовались.

Несмотря на репрессии и преследования, старообрядческая Русская Церковь не только не исчезла, но продолжала оставаться важнейшей частью мирового христианства. По мнению многих исследователей, старообрядчество стало важным нациообразующим классом российского общества. В начале XX века в России проживало около 1 миллионов старообрядцев. Этот класс обладал яркими чертами, выделяющими его из остального общества. Так, например, благодаря любви к книге и знаниям старообрядцы становятся сословием, в котором грамотность и высокая культура уже в конце XVII века стали всеобщим явлением. В XIX веке старообрядцами была основана целая система народного просвещения. Только в одной Нижегородской губернии существовало более 200 начальных домашних школ.

Исключительная образованность и религиозная стойкость позволила старообрядцам, несмотря на гонения, стать одним из экономически активных слоёв общества. Некоторые из современных исследователей уверены, что мощь дореволюционного российского сельского хозяйства опиралась, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже). В то время как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах принадлежали старообрядцам.

По таким фамилиям, как Гучковы, Прохоровы, Рябушинские, Морозовы, Солдатенковы, Бугровы, Никифоровы, Любушкины, Зенковы, Гусаровы, Громовы можно написать историю российского предпринимательства. По сведениям различных исследователей, до 60% российских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие театры Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.

В Отечественной войне 1812 года прославилось немало старообрядцев. Среди них: Матвей Иванович Платов — войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Он получил свой графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость. Денис Орлов-Давыдов — основатель партизанского движения в войне 1812 года. Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году. Старообрядцы в течение нескольких сотен лет являлись хранителями живого образа древнерусской и древнехристианской культуры. Рукописи, старопечатные книги, древние иконы бережно передавались из поколения в поколение. Культурные традиции, народные обычаи и древние обряды перенимались каждым новым поколением. Благодаря древлеправославным христианам - старообрядцам - до нашего времени дошли живые традиции канонической иконописи, медного литья и древней музыки.

В наше время Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает хранить верность дониконовским текстам библии, традициям древнехристианской и древнерусской церкви. Согласно 37 апостольскому правилу в Церкви ежегодно проходят церковные Соборы с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян. Церковное священноначалие состоит из восьми архиереев во главе с митрополитом Московским и всея Руси.

По некоторым оценкам в настоящее время около миллиона человек окормляется Русской Православной Старообрядческой Церковью. Из них только полмиллиона живет в России, где у них около 260 храмов. Еще 300 тысяч человек — в СНГ, 200 тысяч — в Румынии, 15 тысяч — во всем остальном мире.

Рогожский поселок

Текущие события

2005

19 октября 2005 года новым предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви стал епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов). Голосование пришлось проводить трижды. Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн и епископ Донской и Кавказский Зосима. Возведение на престол нового старообрядческого митрополита состоялось в Москве 23 октября в духовном центре староверов, расположенном в Рогожской слободе.

Предыдущий глава РПСЦ, митрополит Московский и всея Руси Андриан, скончался летом 2005 года в возрасте 54 лет от сердечного приступа. Андриан пробыл главой церкви всего полтора года, но за это время сумел установить тесные связи со светской властью, благодаря чему московские власти вернули РПСЦ два храма, переименовали улицу Войтовича в Старообрядческую, предоставили помощь на восстановление духовно-административного центра в Рогожской слободе.


См. также:

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home