Кржижановский, Сигизмунд Доминикович

Сигизмунд Доминикович Кржижановский

русский писатель
Дата рождения: 30 января, 1887
Место рождения: Киев
Дата смерти: 28 декабря, 1950
Место смерти: Москва, Россия

Сигизму́нд Домини́кович Кржижано́вский (30 января, 1887, Киев28 декабря, 1950, Москва) — русский писатель (поляк по происхождению), историк и теоретик культуры и искусства.

Содержание

Биография

Кржижановский окончил юридический факультет Киевского университета, параллельно посещая лекции на историко-филологическом факультете. В 191822 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы, музыки. В конце 1910-х — середине 1920-х напечатал два произведения (рассказ «Якоби и якобы» и повесть в очерках «Штемпель:Москва», 1925) в журналах «Зори», «Неделя искусства, литературы и театра». Приехав в 1922 в Москву, преподавал в студии Камерного театра и в дальнейшем работал в нём. В Камерном театре в декабре 1923 состоялась премьера единственной дошедшей до сцены пьесы Кржижановского — «Человек, который был Четвергом» (подзаголовок: «по схеме Честертона», драматическая переработка его одноимённого романа). В дальнейщем неоднократно выступал как киносценарист («Праздник Святого Йоргена», 1930; «Новый Гулливер», в титрах не указан) и оперный либреттист. В 1925-31 сотрудничал в подготовке энциклопедических изданий. В середине 20-х годов активно участвовал в деятельности Государственной академии художественных наук. В 1939 стал членом Союза писателей. В период 20-х — 40-х годов публиковал многочисленные статьи по истории и теории литературы и театра в газете «Советское искусство», журналах «Литературный критик», «Интернациональная литература» и других. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана «Поэтика заглавий» (1931). Четырежды Кржижановский безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей и несколько раз, также безуспешно, предпринмал попытки поставить свои пьесы.

Широкая публикация текстов Кржижановского началась только с 1989 года.

Творчество

Сочинения

  • Кржижановский — преимущественно автор пропрозаических произведений малой и средней формы.

Повести

  • Штемпель:Москва (1925; повесть или эссе).
  • Клуб убийц букв.
  • Возвращение Мюнхгаузена.
  • Материалы к биографии Горгиса Катафалаки.
  • Воспоминания о будущем (1929, опубликована в 1989).

Сборники рассказов

Сорники миниатюр и новелл (например, «Автобиография трупа», 1927, опубл в 1989).

  • Сказки для вундеркиндов
  • Чем люди мертвы
  • Чужая тема
  • Неукушенный локоть
  • Мал мала меньше
  • Сборник рассказов 1920-40 годов

Очерки

  • Штемпель:Москва (1925; повесть или эссе).
  • 2000 (К вопросу о переименовании улиц).
  • Коллекция секунд.
  • Московские вывески.
  • Салыр-гюль (узбекистанские импрессии).
  • Хорошее море (выделено из «Сборника рассказов 1920-40 годов» редактором В. Перельмутером)
  • Москва в первый год войны (физиологические очерки).

Пьесы

  • Человек, который был Четвергом (по схеме Честертона). (Драматическая переработка одноимённого романа Честертона.)

Киносценарии

Кржижановский писал киносценарии к фильмам:

Статьи о литературе и театре

  • Поэтика заглавий.
  • Философема о театре.
  • Страны, которых нет.
  • Фрагменты о Шекспире.
  • Искусство эпиграфа (Пушкин).
  • Драматургические приемы Бернарда Шоу.

Другое

  • Записные тетради

Характер творчества

  • По мастерству и культурному бэкграунду интеллектальная проза Кржижановского находилось на уровне современной ему европейской и мировой литературы. Критики и исследователи сравнивают его с Ф. Кафкой, Х. Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе.
  • Характерные для Кржижановского жанры: философская фантасмагория, притча, гротеск, сатира.
  • Художественный метод Кржижановского — создание метатекста (коллажа из различных текстов), строящегося на цитатах, аллюзиях, на реинтерпретации (переосмыслении) в новом контексте образов, идей, устойчивых мифологем мировой культуры.
  • Хорошо зная античную и средневековую философию, философию Канта, Лейбница и других философов Нового времени, Кржижановский художественно обыгрывает их идеи.
  • Большое влияние на творчество Кржижановского оказали Шекспир, Э. Т. А. Гофман, Э. А. По, Свифт, и в своих произведениях он также обыгрывает и их сюжетные линии и образы.
  • Кржижановский высоко ценил произведения Андрея Белого и Александра Грина.
  • Важнейшие темы и образы: память, игра, город, книга, слово.
  • Не входя ни в одну художественную группу, Кржижановский считал, что его метод ближе всего к имажинизму (по карйней мере, к имажинистскому лозунгу развития образности и образа).
  • Теоретические работы Кржижановского по истории, теории и философии литературы и театра и психологии творчества органически связаны с его художественным творчеством. И там, и там писатель постоянно рефлексирует на темы мировой культуры и философии.
  • В теоретических работах и художественных текстах эссеистического типа Кржижановский использует образы и идеи мировой культуры для осмысления современной ему дествительности, в том числе советской.

Библиография

  • Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / Сост. и комм. В.Перельмутера. — М.: Московский рабочий, 1989. — 455 с.
  • Возвращение Мюнхгаузена / Сост. и комм. В.Перельмутера. — Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1990. — 576 с. ISBN 5-280-02351-5.
  • Сказки для вундеркиндов / Сост. и комм. В.Перельмутера. — М.: Советский писатель, 1991. — 704 с. ISBN 5-265-01753-4.
  • «Страны, которых нет»: Статьи о литературе и театре. Записные тетради / Сост., предисловие, прим. В. Перельмутера. — М.: «Радикс». 1994. — 156 стр.
  • Боковая ветка: Рассказы, повести / Редактор-составитель М. Латышев. — М.: Изд. центр «Терра», 1994 г. — 572,[2] с. ISBN 5-85255-359-X.
  • Сказки для вундеркиндов / Сост. и комм. В.Перельмутера. — СПб.: Гудьял-Пресс, 2000 г. — 560 с. ISBN 5-8026-0071-3.
  • Собрание сочинений в 5-ти тт. / Сост., предисл. и комм. В.Перельмутера. — СПб.: Симпозиум, 2001—2006. ISBN 5-89091-131-7.
    • Т. 1. Сказки для вундеркиндов. Странствующее «Странно». Чужая тема. Штемпель: Москва. — 2001. — 688 с. ISBN 5-89091-132-5.
    • Т. 2. Клуб убийц букв. Возвращение Мюнхгаузена. Материалы к биографии Горгиса Катафалаки. Воспоминания о будущем. Чем люди мертвы. — 2001. — 704 с. ISBN 5-89091-133-3.
    • Т. 3. Неукушенный локоть. Мал мала меньше. Рассказы 1920—1940-х годов. Салыр-гюль. Хорошее море. Москва в первый год войны. — 2003. — 673 с. ISBN 5-89091-134-1.
    • Т. 4. Поэтика заглавий. Философема о театре. Страны, которых нет. Фрагменты о Шекспире. Искусство эпиграфа [Пушкин]. Драматургические приёмы Бернарда Шоу. — 2006. — 848 с. ISBN 5-89091-135-X.

Литература

  • Гаспаров М. Л. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. N 3
  • Перельмутер В. «Судьба берет себе звезды» // Современная драматургия. 1992. N 2
  • Топоров В. Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. ISBN 5-01-003942-7

Ссылки

Сочинения

О Кржижановском

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home