Единый государственный экзамен

Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый экзамен тестового типа, введённый в 2001 году. Служит одновремнно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в ВУЗ. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки по 100-балльной шкале. После сдачи экзамена всем участникам выдаются сертификаты (которые действуют 1 год), где указанны полученные баллы по предметам.

Содержание

Введение ЕГЭ

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 в 5 регионах России по восьми дисциплинам. В 2006 единые госэкзамены сдавали около 950 тыс. школьников в 79 регионах. Свыше 2 тыс. высших и среднеспециальных учебных заведений засчитывали баллы ЕГЭ в качестве оценок вступительных экзаменов. Эксперимент по введению ЕГЭ проводился на добровольной основе, правила проведения госэкзамена устанавливали сами регионы.

До 2007 ЕГЭ применяется как эксперимент. Список предметов, по которым в каждом регионе проводится ЕГЭ, определяется этим регионом. В настоящее время ЕГЭ введён в большинстве регионов России. В Москве школьники могут выбирать между традиционными экзаменами и ЕГЭ. В 2006 ЕГЭ в Москве сдавали в общей сложности 9714 человек. В столице все вузы, за исключением МГУ, принимали абитуриентов по результатам единого экзамена.

Выпускники, сдавшие экзамен в рамках ЕГЭ, с 2007 смогут отправить документы в любые вузы страны и ждать результатов конкурсного отбора. Свидетельство о результатах ЕГЭ действительно только в течение одного года. Тот, кто не смог пройти конкурсный отбор в средние и высшие учебные заведения по результатам экзамена в год получения аттестата, сможет повторно сдать экзамен в последующие годы.

Также отдельным вузам может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания - по профессиональной направленности. Порядок отбора и перечень этих вузов и направлений подготовки будет утверждать правительство. В число таких вузов входят - МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ и ряд других.

Структура заданий ЕГЭ

Каждый экзамен состоит из трех частей - обычного теста, письменных ответов на вопросы и решения задания повышенной сложности.

Задания по каждому предмету (контрольно-измерительные материалы, или КИМы) делятся на три части (блока) : A, B и C.

Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых нужно выбрать верный вариант ответа из четырёх предложенных. На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный машиночитаемый бланк и проверяются компьютером.

Блок C (обычно самый сложный) состоит из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решить задачу или обоснованно ответить на определённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами по строго определённым критериям.

Выставление оценок за ЕГЭ

Каждое задание ЕГЭ оценивается в 1 или более баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл ученика (например, максимально возможный первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2006 году равнялся 60).

Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от сложности заданий и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы. Эта шкала не является линейной : к примеру, 30 из 60 первичных баллов в вышеуказанном экзамене соответствовали всего 43 тестовым из 100. Именно тестовый балл выставляется в сертификат ЕГЭ.

Наконец, устанавливается соответствие между тестовыми баллами и школьной отметкой. Так, для получения отметки «5» за экзамен по русскому языку в 2006 году необходимо было набрать 67 и более тестовых баллов (что соответствует 49 и более первичным).

Возможно проведение апелляций по любой части на основании письменного заявления выпускника.

Доводы сторонников и противников ЕГЭ

В российском обществе не утихает полемика по поводу введения единого государственного экзамена. Ниже указаны некоторые аргументы, которые приводят сторонники и противники ЕГЭ в пользу своих мнений:

За ЕГЭ :

  1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и произвола при поступлении в ВУЗы.
  2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
  3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
  4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.

Против ЕГЭ :

  1. Тесты проверяют знания учеников, но слабо проверяют их способность рассуждать, обобщать знания (в особенности это относится к гуманитарным предметам).
  2. Тестовые задания непривычны для российской системы образования.
  3. Во многих случаях полноценное изучение предмета заменяется подготовкой к экзамену и постоянным выполнением вариантов ЕГЭ прошлых лет.
  4. ЕГЭ не стимулирует углублённое изучение предмета, то есть изучение тем и понятий, не входящих в базовый образовательный стандарт.


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home