Каббала

Каббала

Святые книги
Разиэль Малах
Книга Зогар
Сефер Ецира
Книга Илан

Основы Каббалы
Древо Жизни
Сфирот
Кетер • Хохма
Бина • Даат
Хесед • Гвура
Тиафет • Нецах
Од • Есод • Мальхут

Каббалисты
РАШБИРабби Акива
АРИЗАЛЬРамбан
Бааль СуламРАБАШ
Ицхак КадуриРАМЛАН

Миры Абеа
Адам Кадмон
Ацилут • Брия
Ецира • Асия

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Нейтральность этой статьи поставлена под сомнение одним из участников Википедии.
Подробности — на странице обсуждения.

Каббала́ (ивр. קַבָּלָה — получение, принятие, предание) — мистическо-философское учение, которое связывают с иудаизмом. Целью Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять своё предназначение в материальном и духовных мирах. Согласно Каббале душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» (ивр. גמר תיקון) — завершение исправления. Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.

В узком смысле Каббала — собрание сочинений мистического характера, самое раннее из которых, книга "Сефер Ецира" (ивр. ספר היצירה — «Книга творения»), относится к VIII или IX веку, а самое позднее и наиболее важное — книга "Зоар" (ивр. זוהר — сияние) — к периоду около 1200 года. Сами каббалисты утверждают, что книга "Сефер Ецира" была написана Авраамом в XVI—XVIII веках до н. э., а "Зоар" — во II—III веке н. э.

Несмотря на то, что существуют записанные материалы, воспользоваться ими практически невозможно, так как всё специально написано иносказательным языком и намёками в которых может разобраться только посвещенный. Поэтому, согласно традиции, знания Каббалы передаются от учителя к ученику.

Начиная с XVI века благодаря каббалисту Ари начался процес «переосмысления» Каббалы, одним из следствий которого стало отделение этого учения от религиозных традиций.

Содержание

Основные представители учения Мудрости — Каббалы

Основные понятия в Каббале

Изучение Каббалы

Среди некаббалистов существует неверное мнение, что изучать Каббалу можно только женатым еврейским мужчинам, достигшим определённого возраста (40-45 лет). Как часто происходит с Каббалой, здесь имеет место путаница духовных понятий с материальными. Причины возникновения такого мнения становятся ясны после начала обучения.

Существует три причины засекречивания Каббалы:

  1. «Нет необходимости» — нет никакой необходимости разглашения этих тайн, оно возможно только в случае явной пользы обществу. Но общество занимается само и вынуждает своих граждан заниматься делами, в которых нет никакой необходимости. Поэтому каббалисты принимали в ученики только тех, кто был способен сохранить тайну и не раскрыть ее без крайней необходимости.
  2. «Невозможно» — язык не способен точно передать духовные понятия и понятия Каббалы в частности. Раскрытие этих тайн требует разрешения свыше. Кроме того Изучение Каббалы могло нанести вред сознанию ученика.
  3. «Тайна Создателя» — тайны Торы раскрываются только верным Творцу, и исполняющим Его заповеди. Это важнейшая из трёх причин. Многие шарлатаны использовали Каббалу в собственных интересах: для составления предсказаний, создания различных амулетов и, тем самым, для заманивания простаков и извлечения собственной выгоды.

В наше время (XXXXI век) запреты остаются в силе, но существует несколько уровней Кабаллы, из которых только на последний из них — «ситрей Тора» (тайны Торы), они действуют все без ислючения. На сегодняшний день почти не существует людей, способных изучать Каббалу на таком уровне, который мог бы принести реальный вред, однако существует также мнение, что изучение Каббалы относительно опасно, так как может привести не только к нарушению психики самого изучающего, но и нанести вред окружающим, так как пробуждает в человеке сверхсилы, которые могут быть использованы ненадлежащим образом.

Влияние Каббалы на Иудаизм

После XVI века, в котором широкое распространение получило каббалистическое учение Ицхака Лурье, многие иудейские мудрецы начали её изучать. Многие книги, написанные евреями после XVI века, содержат каббалистические идеи и мысли.

Движение Хасидов, ставшее со временем одним из самых широких в иудаизме, было основано на каббале. Хасидизм, и Хабад (движение в Хасидизме) занимались популяризацией и доступностью идей Каббалы (однако, их основной целью является не популяризация Каббалы, а использование их для внесения дополнительного смысла в различные аспекты иудаизма — так, если Каббала — анатомия, то хасидизм — медицина).

Каббала, определение каббалиста Бааль Сулама

Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как , порядок нисхождения корней обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире».


Каббала как современное учение


У многих вызывает сомнение, является ли наука Каббала действительно наукой. Считать ли науку Каббала естественной, о природе окружающего мира, как физика, химия и прочие, или гуманитарной, как философия, психология. Или это особая наука, поскольку требует от своего исследователя не просто знаний, а обладания особым свойством, которое не дано от рождения человеку.

Под наукой мы подразумеваем исследование окружающего нас мира, которое можем записать, повторить, передать, воспроизвести с помощью своих естественных, данных нам от рождения, пятью органов чувств и приборов, которые только расширяют диапазон чувствительности этих органов чувств. Каббалисты утверждают, что, занимаясь по методике Каббалы, приобретается новый, шестой орган чувств, называемый ими экран или душа, которым мы исследуем ощущаемые в нем возбуждения, аналогично пяти органам чувств. Эти ощущения мы записываем, анализируем, суммируем, сводим в одно целое. Причем, эти наблюдения, также как и наблюдения в естественных науках, проводились веками и подтверждались тысячами исследователей-каббалистов. Все отличие исследователей-каббалистов от исследователей-некаббалистов только в том, что они исследуют окружающее в дополнительном органе ощущений, который, в принципе, может обрести любой желающий.

С другой стороны, в последнее время ученые обнаруживают, что картина мира является не объективной, а полностью субъективна, полностью определяется наблюдателем. По известному утверждению Нильса Бора, исследователь изучает не окружающий мир, а лишь свои реакции на него. А если так, то можно определить все естественные науки как знания, постигаемые человеком в его данных от рождения пяти органах чувств, а науку Каббала — как науку сверхъестественную в том смысле, что ее постигают, предварительно приобретя дополнительный сенсор.

Несколько непривычно вдруг узнать о возможности оснастить себя дополнительным органом ощущения, с помощью которого можно получать дополнительную информацию о мире, которую ты привык ощущать только пятью органами чувств. Но как только человек готов принять такое предположение, все остальное выглядит полностью естественным, и исследования мира посредством дополнительного органа восприятия, конечно же, назовут наукой, как и исследования с помощью тех органах чувств, с которыми мы рождаемся.

Постижения ученого-каббалиста также реальны, повторимы, воспроизводимы им самим и другими. Все каббалистические книги, по сути, представляют собой методику настройки этого дополнительного органа ощущения и описание восприятия в нем. Это аналогично описанию опытов ученого физика, химика и т. п. Любой может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает исследователь-каббалист.

Отсюда видно, что наука Каббала не менее, а даже более реальная наука, чем остальные, потому что изначально принимает во внимание тот факт, что постижение человека полностью обуславливается его органами восприятия.

Шестой орган ощущения позволяет исследователю воспринимать окружающее в зависимости от своих свойств, что является совершенно новым для человека. Овладение им возводит человека на более высокую ступень постижения окружающего, делает его истинным исследователем, поскольку, меняя свои свойства, он воспринимает совершенно иные картины. Причем все они реальны, а их отличие — лишь в настройке органа восприятия. Вследствие непонимания того, что ощущают и познают каббалисты, им приписывают: всякие волшебства, чудеса, возможности манипулирования сверхъестественными силами, манипуляции с красными нитками, заговорами, святой водой и прочими шаманскими приемами. Из вышесказанного ясно видна ошибка — относить науку Каббала к религии, мистике, какой-либо вообще области человеческой деятельности, кроме науки об окружающем.

  • Библиография- статья РАМЛАНа /М.Лайтман/

См. также

Внешние ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home