Русские

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.
Русские
Общая численность 137 млн
Численность по странам Россия:
115 889 000 (перепись 2002)[1]

Украина:
   8 334 000 (перепись 2001) [2]
Казахстан:
   4 480 000 (перепись 1999)[3]
Белоруссия:
   1 200 000[4]
США:
   700 000 (необх. уточн.)
Латвия:
   678 000[5]
Узбекистан:
   620 000 [6]
Киргизия:
   500 000 [7]
Эстония:
   342 000 [8]
Канада:
   337 960
Литва:
   278 000[9]
Молдова:
   259 000 [10]
Бразилия:
   200 000[11]
Германия:
   178 600[12]
Азербайджан:
   144 000[13]
Туркменистан:
   142 000[14]
Франция:
   115 000 (необх. уточн.)
Таджикистан:
   79 000[15]
Грузия:
   70 000[16]
Австралия:
   60 200[17]
Румыния:
   30 000[18]
Финляндия:
   20,000[19]
Турция:
   20 000 (необх. уточнить)
Китай:
   15 600+ (необх. уточнить)
Другие страны:
   (нет данных)

Язык Русский язык
Религия Преимущественно Православие, значительно меньше старообрядчество, протестантизм. Значительно распространён атеизм.
Происхождение Индоевропейцы

  Славяне
    Восточные славяне

Ру́сскиевосточнославянский народ, титульный в России, и также составляющий значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии и Латвии.

Число русских ныне составляет около 146 млн, из них в России 115,9 млн (по переписи 2002 года). Русские говорят на русском языке. Основной религией считается православие, принятое предками русских в 988 году, а также старообрядчество.

Содержание

Этнографические группы русских

По особенностям языка и быта русские делятся, по предложенной А. А. Шахматовым, А. И. Соболевским и позднее принятой многими, в частности советскими, исследователями (Б. М. Ляпунов, Ф. Филипп и др.) схеме, на две или три большие диалектные группы: северная окающая и южная акающая с промежуточным говором Москвы. Граница между первыми двумя проходит по линии ПсковТверь—Москва—Нижний Новгород. Ряд исследователей (Д. Н. Ушаков, Д. К. Зеленин и др.) трактовали две первые группы как отдельные великорусские народности (северная и южная, названия искусственные, самоназвание и самоидентификация независимо от диалекта — русские), между которыми развилась ещё и третья (средневеликорусская) — с культурным и политическим центром — Москвой, на основании которой происходит унификация языка и всей культуры (см. также Русский язык). В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой коммуникации различия в диалектах сильно уменьшились.

Бытовыми и языковыми особенностями среди русских отличается ещ` ряд меньших этнографических групп [20]:

История

Первые сведения об истории Русских ведут своё началo из Повести временных лет, составленной в XII веке на основе первой летописи XI века. Во вступительной части составитель "Повести" ведет речь о славянских племенах, которые относятся к русским.

Согласно преданию, предводитель новогородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новогородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем новогородских земель одного из варяжских вождей.

Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Киевской Руси, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада ее на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. Наибольшую роль в образовании русского народа сыграли потомки племён северо-востока Руси — словене ильменские, кривичи, вятичи и др., в связи с слабовыраженностью процессов миграции в Средние века вклад остальных племён видится гораздо менее значительным.

В XV веке русские начали распространяться в степные районы Поволжья и Северного Кавказа, в XVII веке заселили Сибирь (наибольшую роль при этом играли казаки и поморы), при этом были практически полностью ассимилированы финно-угорские племена, жившие на Русской равнине (весь, мурома и др.). На основании этого факта в XIX веке некоторые польские историки (например, Духинский) вообще отказывали русским (великороссам) в славянской принадлежности. Данная теория, с самого начала в общем признанная имеющей не научные, а политические основы, до сих пор имеет последователей. Степень преемственности тем или иным Этносам Древней Руси и подверженности различным чужеродным влияниям русских, украинцев и белорусов до сих пор является вопросом дискуссионным и слишком политизированным, чтобы можно было надеяться на полное его разрешение.

Ещё на рубеже XIX—XX веков под русскими понималась совокупность трех этнографических групп: великороссов, малороссов и белорусов (иногда сюда же включали и русинов), которая составляла 86 млн (1897) или 72,5 % населения Российской империи. Это была господствующая точка зрения, нашедшая отражение в энциклопедических изданиях (см. раздел «Исторические источники»). Однако уже в это время ряд исследователей считали различия между группами достаточными, чтобы признать их особыми народами. В связи с последующим углублением этих различий и национальным самоопределением малороссов (украинцев) и белорусов, этноним «русские» перестал на них распространяться и сохранился лишь для великороссов, заместив собой прежний этноним. Сейчас обычно, говоря о дореволюционной России, под русскими понимают только великороссов — в частности, утверждая, что русские составляли 43 % её населения (порядка 56 млн).

Название «Великая Россия» впервые встречается в послании русскому митрополиту Феогносту византийского императора (1347 год). В XV веке используется на Западе, в XVI входит в царский титул. Смысловое наполнение названия, вероятно, никогда не было единым: с одной стороны прослеживается параллель между Грецией «Малой» (собственно Греция) и «Великой» (греческие колонии), с другой — возвеличивающее значение. Однако применительно к населению этих земель этноним великороссы (великорусы) начинает использоваться лишь в XIX веке, в то время как географическое название выходит из употребления.

В XX веке русские пережили тяжелейший период в истории своего развития. Результатом марксистской революции 1917 года и установившейся диктатуры коммунистов интернационалистов, стало изгнание из России, а часто просто физическое уничтожение цвета русской нации: интеллигенции, аристократии, крестьянства, промышленников, армии и других. Русские потеряли по оценкам разных экспертов десятки миллионов людей, и вынуждены были жить в условиях установившейся диктатуры, которая запрещала им практиковать свою Православную религию, культуру и обычаи. На плечи русских была возложена задача "построения коммунизма во всем мире". Зачастую материальные и человеческие средства русских были направлены коммунистами на помощь иностранным государствам, как ближнего так и дальнего зарубежья. Состав правящей элиты после 1917 года был и до сих пор остаеться диспропорционально насыщен представителями неруси, что вызывает недоверие и сопротивленьческие тенденции среди коренного русского населения.

Среди других событий нанесших значительный урон русскому этносу в XX веке, следует отметить Великую Отечественную Войну 1941-1945. Немецкие захватчики, подвергли истреблению количество русских только сопостовимое с истреблением, совершенным коммунистами.

На рубеже XX и XXI веков, после падения интернациональной диктатуры, и вновь обретённой свободы слова, в России стало возможным оценить и обсуждать геноцид русского народа совершенный в следствии революциии 1917 года.

В 1990-х годах XX века, имели место этнические гонения и чистки русского населения как в бывших республиках СССР (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Прибалтика), так и на территории самой России (Чечня) при попустительстве правящей элиты РФ.

В начале XXI века, продолжающееся бедственное положение коренного русского населения России в совокупности с неконтролируеммым притоком в Россию мигрантов из бывшего СССР, служит катализатором роста и пробуждения русского национального самосознания, и появлением и усилением популярности националистических организаций и идей.



Происхождение слова «русский»

Этноним «русский» происходит от слова «русь» (во мн. числе) или «русин» (в ед. числе) — до конца ХІІ в. единое самоназвание жителей средненадднепровской Русской земли, а в конце ХІІ — начале ХІІІ веков жителей всех южнорусских земель.

На северо-восточных землях топоним «Русь», а также производный от него этноним распространяется, вытесняя местные земельные названия, позже, с конца ХІІІ века, но уже в форме «русские», образованной совсем по другой лингвистической модели. «Русин» (как «литвин», «мордвин», «немчин», «волошин» и т. д.) с самого начала выступало субстантивом, означая человека. «Русский» же сначала было атрибутивом, обозначая принадлежность человека «русскому» князю и русской земле, и только со временем превратилось в субстантив.

Что касается слова «русь», то, согласно одной гипотезе, это этоним одного из наименований варягов. Согласно другой — этноним «русь» возводится к древнеисландскому слову Róþsmenn или Róþskarlar — «гребцы, мореходы». Существует также гипотеза относительно происхождения этнонима от индоарийской основы ruksa, russa — «светлый», «белый». Кроме того, существует гипотеза, что Русь — есть не что иное, как запретное имя тотемного зверя восточных славян — медведя (по аналогии лат. Ursus).

Русская культура

В статьях по культуре включён советский период.



Русская наука

Русская наука получила огромный импульс к развитию во время правления царя Петра I (Петра Великого). Одним из первых выдающихся русских учёных был Ломоносов, Михаил Васильевич, достигший успехов в астрономии, химии, физике, и заложивший основы русской науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории.

В XIX веке русская наука переживала бурный рост. Выдающийся русских химик Менделеев составил периодическую систему элементов.

В XX веке под руководством Игоря Васильевича Курчатова была создана российская атомная промышленность и военный ядерный потенциал страны, позволивший русским чувствовать себя в безопасности от внешних вторжений.




Религия

Крещение Киевской Руси, объединявшей тогда всех восточных славян, было совершено в 988 году князем Владимиром (см. Крещение Руси). Христианство пришло на Русь из Византии в форме православия и начало распространяться в высших слоях общества задолго до этого события. Между тем отказ от язычества проходил медленно. Волхвы (жрецы) старых богов имели заметное влияние еще в XI веке. До XIII века князья получали два имени — языческое при рождении и христианское при крещении (Всеволод Большое Гнездо, например, носил также имя Дмитрий); но это не обязательно объясняется пережитками язычества («княжое», династическое имя имело скорее государственный и клановый, чем язычески-религиозный статус).

Крупнейшая религиозная организация, объединяющая православных русских — Русская Православная Церковь (РПЦ), за границей России функционируют её епархии и независимые православные церкви (см. Русская православная церковь за границей, Украинская православная церковь, Американская православная церковь). В XVII веке небольшая часть русских не поддержала проводимые патриархом Никоном реформы церкви, что стало причиной Раскола и появления старообрядцев. Крупные старообрядческие организации являются также этнографическими группами. Многие языческие верования в измененном виде сохранились до XX века и даже до сих пор, существуя вместе с христианством. Отношение к ним РПЦ неоднозначно от неодобрения до включения в официальный культ. Среди них как обряды (праздники Масленица, Иван Купало, Навий день и др.), так и вера в существ языческой мифологии (домовые, лешие, русалки и т. д.), знахарство, гадания, приметы и пр. Православие играло важнейшую роль в самоопределении русских, оказывая влияние на культуру и менталитет. Принятие православия превращало человека в русского независимо от его этнического происхождения.

Второй по численности конфессией среди русских является протестантизм (1-2 млн). Крупнейшем протестантским течением в России является баптизм (около 85 000 зарегистрированных членов, реальное число намного выше), имеющий более чем 130-летнюю историю в России. Также велико число пятидесятников и харизматов (неопятидесятников), есть лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане.

Часть русских исповедует католицизм, ислам, буддизм и другие религии, в том числе т. н. «парахристианские» или псевдохристианские, часто называемые сектами или тоталитарными сектами, например «Свидетели Иеговы», «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» (мормоны), «Церковь объединения» (мунисты).

После Октябрьской Революции 1917 года христианские церкви (РПЦ, протестантские и католическая) переживали серьезные гонения (а протестанты и католики и при царской власти), многие храмы, монастыри, костёлы и молитвенные дома были закрыты, разрушены или превращены в музеи, склады, мастерские и др., на высшем уровне внедрялась идеология научного атеизма. В связи с изменением политической ситуации в стране и провозглашением свободы совести христианские церкви (и другие религии) получили возможность свободно вести религиозную деятельность.

См. также статью Религия в России.

Литература

Русская литература являеться одной из самых богатых и красочных в мире. Ей принадлежат имена таких известных писателей и поэтов как Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Солженицин. Произведения русских писателей переведены на многие языки мира и изданны многомиллионными тиражами.




  • Большая энциклопедия, СПб, «Просвещение», 1903—1905.
  • Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона (1890—1907).
  • История Евангельских христиан-баптистов в СССР.
  • Ангелы обмана, Ричард Ли, Эд Хиндстон

Исследования этногенеза русских

Дореволюционные исследователи

  • Костомаров М. Две русские народности // Основа. — СПб., 1861. — Март.
  • Шахматов А. К вопросу об образовании русских наречий и русских народностей // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1899. — Апрель.

Советские исследователи

  • Державин Н. Происхождение русского народа. М., 1944.
  • Мавродин В. Образование единого русского государства. П. 1951.
  • Вопросы формирования русской народности и нации. М.—Л., 1958.
  • Народы Европейской части СССР, т. І. М., 1964.
  • Рыбаков Б. Первые века русской истории. М., 1964.
  • Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным/ Под ред. В. Бунака. М., 1965.
  • Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.
  • Брайчевский М. Происхождение Руси. К., 1968.
  • Ляпунов Б. Древнейшие взаимные связи языков русского и украинского и некоторые выводы о времени их возникновения как отдельных лингвистических групп. В зб. Русскал историческая лексикология. М., 1968.
  • Филин Ф. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. П., 1972.

Современные российские исследователи

  • Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта; Наука, 2006. ISBN 5-89349-626-4 ISBN 5-02-033003-5

Международные исследователи

  • Грушевский М. История Украины-Руси. т. 1, второе изд. Киев, 1913 (Нью-Йорк, 1954).
  • Zelenin D. Russische (Ostslawische) Volkskunde. Берлин—Лейпциг 1927.
  • Куренной П. Советские концепции происхождения великорусской народности и «русской» нации. Науч. Записки УВУ, ч. 7. Мюнхен, 1963.
  • Чубатий М. Княжа Русь-Україна та виникнення трьох східньо-слов’янських націй. ЗНТШ, т. 178. Нью-Йорк — Париж, 1964.

Выдающиеся русские

Писатели, поэты, философы

Композиторы

Режиссёры

Учёные

Политики

Спортсмены

Военные


См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home