Вышивание

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Вышива́ние — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разнообразными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, напр., сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй в виде батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком ее состоянии; так, напр., краснокожие индейцы украшают одеяла (blankets), которыми покрываются, различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение В. Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упоминается о В. и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за нее троян и греков.

Более развитое искусство В. заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в восторг от роскошных по нем вышивок, заказал себе великолепный плащ искусным киприоткам. Во времена Моисея, искусство В. было сильно развито; особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Соломон заказал для своего храма вавилонянам, славившимися своим искусством, голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали В. из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.


ВЫШИВАНИЕ

1. Женские вышитые головные уборы великорусских губерний. Из коллекции г-жи Шабельской. 2. Индейская разноцветная вышивка. Музей Клюни. 3. " Ecce Homo", вышитая картина школы Рембрандта в Лионском музее. 4. Византийская вышивка, найденная в гробнице Гунтера, епископа бамбергского. 5. Разноцветная вышивка шелками по полотну XVI века. Музей Клюни. 6. "Танец золотого тельца", вышивка медальон по рисунку Рафаэля. Музей Клюни. 7. Частные вышивки королевы Матильды, представляющей завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем. 8. Испанская вышивка золотом и шелками по бархату. 9. Венецианская вышивка стеклярусом в Кенсингтонском музее. 10. Две старинные каймы к свадебным простыням; шиты по холсту Олонецкой губернии. 11. Обломок греческой статуи, показывающий, на что употреблялась вышивка. 12. Полоса, показывающая разные способы шитья золотом.

Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые, по своей белизне, оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение В. золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до Р. Хр.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки "phrygionae", а вышивальщиков — "phrygio". Первый, появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Вообще страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Еще и ранее того, у древних азиатских народов, эта страсть к богатым вышивкам была так развита, что против нее возникали нередко сильные протесты; так, напр., пророк Езекиил осуждал женщин своего времени за их безумную роскошь в украшениях и вышивках. Шелк, происходя из Китая, стал известен на Западе гораздо позже; хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте с шелком познакомились незадолго до Р. Хр. В Риме он впервые появился во времена Юлия Цезаря: Виргилий первый говорит о шелке, но еще при императоре Тиверии шелк считался большою редкостью и стоил чрезвычайно дорого. Так как китайцы ревниво оберегали вывоз в другие страны шелковичных червяков, то импер. Юстиниан, чтобы добыть их, должен был прибегнуть к хитрости: два монаха богомольца доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червяков; с тех пор разведение шелковичных червей и производство шелка стало быстро распространяться, сначала в Малой Азии, а потом и на юге Европы. Вообще при византийских царях искусство В. достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и седла. При византийских же царях введено было впервые в В. употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века по Р. Хр.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелеными и желтыми пальмами, которая считается произведением III века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году.

Эта вышивка представляет императора Константина (верхом на белом коне), которому поклоняются Запад и Восток в лице двух женщин, подносящих ему — одна шлем войны, другая лавровый венок. Когда в VII веке быстро распространяющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, оно нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь калифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги и ножны сабель были богато разукрашены вышивками. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще ранее того, благодаря установившимся частым торговым сношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок были почти исключительно заимствованы из Св. Писания. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с жены его Берты и дочерей его, были искусными вышивальщицами. Сестра же его Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и в Аквитании, где преподавались всякие рукодельные работы. Между замечательными вышивками особенно известна, хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В Англии еще ранее того искусство В. уже стояло на высокой степени совершенства; в VII веке игуменьею монастыря св. Этельреда поднесена была богатая вышивка епископу св. Кутберту. На знамени, сопутствовавшем Альфреду Великому во всех его битвах, вышит был датскими принцессами великолепный ворон, а Эджита, жена Эдуарда Исповедника, была известна в Англии как искусная вышивальщица. Из Англии это искусство перешло в Германию, где вскоре получило широкое применение. Генрих Святой был особенным почитателем хороших вышивок, а Гизелла, жена короля Венгрии, св. Стефана, устроила вблизи своего дворца мастерские для тканья и вышивания; здесь изобретен был, так называемый венгерский шов, в котором весь фон вышивается зигзагами. Крестовые походы, близко познакомившее жителей Западной Европы с великолепием Востока, много способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так в у мусульмане Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали В. свое свободное время. Установившиеся торговые сношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, В. наравне с другими достигло высокой степени совершенства; лучшиe художники делали рисунки для В. и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о том свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки с священною целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях.

Между ними особенно замечательны картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни и церковный налой, подаренный Карлом V монастырю св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где он умер в 1558 году; эта вышивка находится в коллекции Spitzen. Следует заметить, что долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белою ниткою по белым тканям (broderie blanche), которое теперь так распространено везде, особенно на западе Европы. В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками. Заметим, что сверх того, многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окруженная своими дочерьми, их кузинами де Гиз и Мария Стюарт проводили свои досуги в рукодельных занятиях. Г-жа де Ментенон так любила вышивать, что даже во время прогулки, в карете, всюду можно было видеть ее с работою в руках; она же ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной; когда эта школа находилась под ее прямым заведованием, В. в ней было в особенном почете. Даже Mapия-Антуанетта также много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).

Сначала узоры для В. переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались более общедоступны, они собирались и издавались в специальных с этой целью книгах. Первый сборник такого рода издан был в Кёльне в 1527 г. Петром Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, некто Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нем разводить самые разнообразные чужестранные и редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение куплено было Генрихом IV и, сделавшись принадлежностью правительства, стало называться "королевским садом". В 1626 г. ученому Гюи де ла Бросс (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его многочисленными растениями для научного обучения студентов-медиков. Так основан был первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: В. косвенным образом оказало помощь и услугу науке.

В Англии, как сказано выше, искусство В. процветало с самых древних времен, и в настоящее время оно все еще в большом почете. Им занимаются как в высших сферах общества, так и в низших классах; бедные женщины и девушки зарабатывают В. дневное пропитание, а гордые аристократки и сама королева Виктория, с ее дочерьми, стараются перещеголять друг друга в изяществе рисунка и исполнения. Хотя теперь в Европе В. шелками и золотом не так широко распространено, как прежде, и даже одно время почти совсем было вытеснено вышиванием по белым тканям (broderie blanche ou еп blanc), зато на Востоке оно все так же процветает, особенно в Китае и Японии. Вышивки этих стран замечательны как по изяществу в сочетании красок, так и по своеобразным их рисункам [Присовокупим сюда, в виде примера, несколько сведений, сообщенных С. О. Гулишамбаровым о В. по сукну шелками в Нухе: "На Кавказе, в городе Нухе Елизаветпольской губернии, сосредоточилось кустарное производство В. в тамбур по сукну шелками. Этою работою в Нухе занимаются исключительно мужчины. В последнее время В. значительно сокращается. Происходит это от того, что лучшие мастера выселяются из Нухи в другие более значительные торговые центры, рассчитывая на лучший заработок. Однако, центр промысла все еще тяготеет к Нухе, которая снабжает своими В. не только весь Закавказский край, но и обе столицы, откуда в последнее время чаще получаются заказы. Нухинские В. входят в моду, и иностранцы-туристы, посещающие Кавказ, охотно увозят работы нухинских вышивальщиков. Ныне, сверх домашней работы этого рода, В. занимаются на базаре в лавках, и в начале 1891 г. насчитывалось в Нухе их около 20, в них работает около 100 человек, производя на 45 — 50000 руб. Нухинские В. бывают двух родов: "язма" и "долма". "Язма" — В., в котором рисунок выполняется только по краям, словно он обведен цветным карандашом; "долма" обозначает сплошное В. всего рисунка. Первая работа легче и проще второй и потому в той же мере дешевле. Вообще же, нухинские В. представляю шаблонное исполнение и применяются для скатертей, подушек, "мутак" (цилиндрических валиков-подушек), башлыков и проч. В. эти и по выполнению и по рисунку напоминают самаркандские произведение такого же рода. Рисунок редко предлагается купцом, а чаще всего предоставляется вкусу мастера, а их вкус не отличается разнообразием. Мастера вообще не имеют готовых рисунков, а каждый, получив заказ на В., выводит различные узоры мелом от руки и на память и уже по ним начинает вышивать. Впрочем, вышивальщики искусно выполняют заказы и по готовым рисункам европейского характера. В большинстве случаев цвета подбираются неумело. Экономическая сторона промысла представляется в следующем виде. Купец дает мастеру только сукно, а шелк он ставит за свой счет. В. подушки средней величины рисунка "язма" оплачивается от 80 коп. до 1 руб.; В. того же предмета рисунка "долма" стоит от 2 руб. 50 коп. до 4 руб. За мутаку "язма" платится около 2 руб., а за "долма" от 3 до 5 руб. Скатерть в 4 квадр. аршина "язма" стоит 5 руб., а "долма" от 8 до 14 руб. Укажем, в виде примера, что для подушки "язма" требуется около 8 золотн. шелка, стоимостью по 8 коп. за золотник, а на В. порядочный мастер употребит целый рабочий день, так что работа приносит ему только 20 — 25 коп. Другие предметы дают почти одинаковый заработок, от 20 до 30 коп. в день. Каждый мастер держит у себя учеников, работающих бесплатно, получая от мастера только пищу. В. в тамбур легко дается ученикам. Несколько подготовленный мальчик может хорошо справиться с В. "язма", и его заработок увеличивает доход мастера. В описываемом промысле заслуживает внимание, между прочим, то обстоятельство, что шелк для В., несмотря на существование в Нухе 30 паровых шелкомотален, транспортирующих свои продукты во все концы империи, получается из Тифлиса, куда его привозят из разных мест Кутаисской и Тифлисской губерний. Это объясняется сравнительной дешевизной имеретинского и кахетинского шелка ручной размотки и более грубого, чем мухинский. В Тифлисе названные сорта шелка стоят 2 руб. 50 коп. за фунт, мастеру приходится очистить такой шелк, и тогда он обходится до 3 руб. 50 коп. Окраска шелка в различные цвета еще несколько повышает стоимость его, так что в общем шелк обходится мастеру около 5 руб. за фунт.].

Пока еще хорошо не исследовано и достоверно нельзя определить, к какой эпохе следует отнести появление В. в России. Если судить по орнаментам и заглавным буквам рукописей, относящихся к XIII и XIV столетиям и составляющих главную и характеристичную черту русских вышивок, следовало бы приурочить их именно к этому времени, но так как невозможно предположить, чтоб эти орнаменты и заглавные буквы изобретены были только в течение этих столетий (многие из их основных элементов встречаются уже ранее), то из этого выходит, что и вышивки наши, совершенно однородные с орнаментами и буквами рукописей, восходят по рисункам своим до первых столетий исторической древней Руси [Издание общества поощрения художников: "Pyccкий народный орнамент", с объяснительным текстом В Стасова.]. В России больше всего в ходу В. по полотну и выдергивание по нем ниток — то, что в некоторых губерниях называют мережками. Уже в Домострое говорится о прозрачном вышивании по полотну, как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины. В известном сочинении Юрия Крыжанича: "Русское государство в половине XVII столетия" (издана Бессоновым в Москве в 1860 году, см. ч. 1, стр. 37) впервые говорится о несомненной пользе общедоступного преподавания всякого рода рукоделий и знаний женщинам с целью образовать из них добрых жен и матерей и хороших хозяек, а также упоминается об устройстве особых мастерских или школ рукоделья для достижения этой цели. Наши древние царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сонными девушками, воспроизводили самые причудливые и богатые вышивки шелками и золотом с примесью бус, часто настоящего жемчуга, под названием бурмидских зерен и самоцветных камней. Особенною роскошью отличались вышивки на сарафанах, кокошниках и других головных уборах. Самый старинный шов в русских вышивках двусторонний (крестиком), он исполняется преимущественно на ручниках (полотенцах), рубашках, передниках, простынях и пр., по полотну, большею частью красною бумагою, иногда в соединении с синими и черными нитками. В восточных губерниях, в черемисских и мордовских вышивках встречается шерсть иногда с примесью шелка. Что русские В. восточного происхождения, ясно доказывают узоры с чисто персидскими, а иногда и с индийскими рисунками. Многие полагают, что византийский стиль, часто встречающийся на узорах русских вышивок, заимствован нами вследствие частых и близких сношений древней Руси с Византийскою империей; несомненно, что высоко развитое искусство в Византии повлияло и на наше искусство, но так как и Византия заимствовала свои образцы с Востока, то вернее сказать, что русское В. азиатского, и преимущественно персидского происхождения. В более новые времена В. особо развилось у помещиков, где им занимали крепостных девушек. После освобождения крестьян замечается застой в развитии рукодельных работ; но лет 10 — 15 тому назад опять появляется большое оживление в производстве разного рода вышивок. Любители старины начали собирать образцы древнерусских вышивок и теперь существует почти во всех главных городах России, особенно в Москве и С.-Петербурге, несколько рукодельных и профессиональных школ, где преподается искусство В. во всех его разнородных отраслях. Так как В. производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки, шерстяной ли, бумажной или шелковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного ее усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости и пр., а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и проч. Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блестков, а также и монет, что преимущественно и делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в В. входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц. В. стеклярусом и бисером изобретено было в Венеции, где вообще производство стекла еще издревле было в большой славе; этим способом вышивались целые картины; но так как вышивки такого рода очень тяжелы и не отличаются особенным вкусом, увлечение ими не удержалось очень долго. В начале нынешнего столетия вышивание бисером опять вошло в моду, особенно в Германии, где этим способом выделывались разные сувениры, мелочи для подарков на память. Теперь бисер в весьма малом употреблении, стеклярусом же, особенно черным, вышивают много: им украшают разные принадлежности дамского туалета. В Канаде, где В. еще встречается у некоторых племен краснокожих индейцев, эти полудикари вышивают по березовой коре, разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Из этого выделывают разные вещицы, сбываемые в Квебеке и Монреале, и преимущественно на Ниагаре. В Европе В. волосами впервые появилось в 1782 г.; оно введено было г-жею Валдиг в Ганновере и долгое время было в большом ходу, особенно в начале нынешнего столетия, когда, в подражание Байрону, романтизмом все увлекались и любили давать на память разные вышивки из собственных волос. Но все эти роды В. составляют только исключения, вышивают же преимущественно шерстью, бумагой, шелками, золотом и серебром, способы же В. самые разнообразные. Шов крестиком, или так называемый русский шов, самый распространенный; он употреблялся еще в самой глубокой древности, преимущественно по полотну, отсчитывая известное количество ниток из ткани или выдергивая их; это в сущности то же самое, что В. по канве, с тою разницею, что по канве и узор и фон вышиваются сплошь, разноцветными шерстями, к которым примешивается иногда и шелк, а по полотну вышивается только узор, а самая ткань составляет фон. Часто в виде облегчения, вместо того, чтобы отсчитывать нити в полотне или холсте, на вышиваемое место наметывается канва, по которой вышивается узор, а по окончании работы канва выдергивается. Тот же способ можно употреблять и на других тканях, по шелку, сукну, бархату и плюшу; но для последних двух тканей лучше употреблять этамин, который мягче и не так способен измять вышиваемую материю. Узоры для вышивания по канве печатаются разноцветными красками, со всеми требуемыми оттенками, и тогда вышивальщице остается только труд подобрать шерсть и высчитывать крестики по канве. Самые лучшие такие узоры с 1810 г. печатались у Виттина в Берлине. Иногда также весь узор с требуемыми красками и оттенками печатается прямо по канве.

Шов гладью исполняется на разных тканях бумагой, шерстью и шелками, но преимущественно белой бумагой, по белым тканям, по полотну, нансу, батисту, кисее, что называется по-французски broderie sur blanс ou broderie blanche и служит большею частью для украшения тонкого белья, для вензелей на носовых платках и пр. Этот род вышивания теперь весьма распространен везде, особенно в Западной Европе, где одно время совсем почти вытеснил вышивание шелком, золотом и серебром, кроме известных предметов, служащих для церковных обрядов, а также придворных и военных мундиров. В. гладью производится обыкновенно в пяльцах, преимущественно для больших сложных вышивок; но иногда, если узор не особенно велик и замысловат, он исполняется просто па руках, причем под вышиваемое место подметывается клеенка. Чтобы получить хорошую чистую работу, необходимо тщательно перевести рисунок на вышиваемую ткань при помощи тонкой бумаги, употребляемой для кальки; иногда рисунок прямо печатается синим цветом по вышиваемой материи, если же ткань очень прозрачна, то печатный или нарисованный на бумаге узор прямо подметывается под то место, которое требуется вышить. Существует несколько способов В. гладью. Из них венецианский шов и шов ренессанс — самые красивые и богатые. К этому же роду В. принадлежит и английское шитье (broderie anglaise), состоящее из фестонов и дырочек, обшитых кругом гладью или кордонэ; несколько лет тому назад оно составляло непременную принадлежность рабочего стола в каждой нарядной дамской гостиной и служило преимущественно для украшения детских платьев, дамских пеньюаров и пр. Вышивание по белым тканям (broderie еn blanc) приняло громадное развитие за последние сорок-пятьдесят лет, особенно во Франции, Швейцарии, Великобритании, Бельгии и Германии, где славится таким родом вышивок Саксония. Во Франции В. белым по белому стало развиваться около половины XVIII столетия; в Шотландии это производство введено было в 1770 г., в Ирландии в 1780, в Швейцарии несколько позже. Теперь В. достигло такого широкого развития, что в одной Франции дает ежегодно на 50 миллионов торговых оборотов.

Тамбурный шов производится при помощи тонкого острого крючка, причем вышиваемая ткань нашивается на круглые пяльцы китайского происхождения. Материя крепко натянута на эти круглые пяльцы и придерживается ремнями или несколькими рядами деревянных колец. Таким образом получается совершенно вид барабана (tambour), отчего этот род вышивания и назван шитьем в тамбур. Накладное В. (applcation или broderie appliquee) состоит в том, что на вышиваемую материю нашиваются отдельно исполненные вышивки, или даже кусочки совсем разнородных тканей, которые обшиваются шелком, так называемым "point de chainette" или синелью, золотым шнурком и пр. Между вышивками такого рода особенно славятся турецкие и персидские, преимущественно рештские, употребляемые на обивку мебели, на богатые портьеры и на столовые салфетки.

Вышивание золотом исключительно исполняется в пяльцах, большею частью при помощи шпульки, прессов (lessoris) и кривого ножа; под золото подкладываются вырезанные по узору кусочки картона. Есть несколько различных способов вышивания золотом: канителью, золотыми нитками и золотым шнурком, а также так называемым алмазным швом, причем из золотой нитки проделывается ряд узелков, которые затем вшиваются по узору в вышиваемую ткань, что производит весьма красивый эффект. Существует еще китайское шитье, самое легкое и простое. Когда требуется особенно выпуклый, рельефный рисунок, под золотую вышивку делается настилка из ниток или ваты. Шитье золотом особенно распространено на Востоке: в Китае, Японии, Индии, Пepcии и Турции. В России славится шитье золотом по разноцветному сафьяну, преимущественно в Тверской губ., в городе Торжке.

Вышивание по тюлю исполняется то швом вперед иголкой, то строчкой, то тамбурным швом, то фестонами и крестиками. Примешивая все эти швы, получается очень красивая вышивка, которую можно исполнять как на крупном, так называемом греческом тюле, так и на самом тонком, брюссельском.

С некоторых пор ручной труд для простых вышивок почти совершенно вытеснен машинным шитьем. Первая вышивальная машина появилась во Франции в 1821 г., но имя изобретателя осталось неизвестно, и вообще не осталось никаких сведений относительно ее механизма. 4 года спустя г. Бартелеми Тимонье д'Амплепи (Barthelemy Thimonnier d'Amplepis) изобрел другую машину, которая все-таки не оказалась удобоприменимой для широкого производства. Наконец, на французской выставке 1854 г. появилась машина Гейльмана, которая возбудила всеобщей восторг и произвела целый переворот в производстве вышивок. С тех пор в машине Гейльмана сделано было несколько незначительных изменений, из которых самые удачные изобретены г. Барбом Шмитцом из Нанси; но принципиальная идея и механизм машины Гейльмана остались те же. Без сомнения, машинное вышивание может только быть применимо к не особенно сложным узорам для того, чтобы вышивки могли быть общедоступны и получить широкое распространение, иначе затраты при введении нового рисунка так велики, что они не могли бы оплачиваться. Многие до сих пор предпочитают ручное В., находя, что оно и прочнее и красивее, т. е. художественнее, так как фантазия вышивальщицы, не стесненная узкими рамками машинного производства, имеет полный простор. Здесь следует упомянуть о том; что в конце 1880-х годов в Западной Европе, особенно во Франции, стали широко распространяться вышивки по русским общеизвестным образцам, с петушками, конями и т. под. фигурами, вышиваемыми красными, синими и желтыми нитками по белой ткани. Одежды с подобными вышивками в 1890 и 1891 гг. можно было встретить часто в Париже на женщинах в собраниях, а особенно на молодых дамах и детях. Подробное описание разных способов вышивания можно найти в "Курсе женских рукоделий" (изд. журнала "Вестник Мод"). Это собственно переделка или даже большею частью перевод французской книги: "Encyclopédie des ouvrages de dames", p. Th. Delmont. Рисунки также перепечатаны из этой книги.

Нитяна́я гра́фика (изонить (изображение нитью), ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивание по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.

Нитяная графика - один из видов декоративно-прикладного искусства.

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home