Компьютерная ролевая игра

Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG)) — компьютерная игра, основанная на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: серии Wizardry, Ultima, Fallout, Baldur's Gate, Might and Magic.

Элементы игрового процесса CRPG встречаются в стратегиях реального времени, шутерах от первого лица, шутерах от третьего лица, но в них элементы других жанров превалируют над ролевыми.

Компьютерные ролевые игры в основном происходят от настольных ролевых игр, особенно заметно влияние «Dungeons & Dragons». Например, подавляющее большинство CRPG описывают персонажей числовыми параметрами, такими как хит-поинты (англ. hit points (HP)) и уровни. Кроме того, эти игры часто заимствуют широко распространенный в настольных ролевых играх сюжет о группе героев, отправившихся на поиски чего-то.

Характерная особенность многих CRPG — повышение возможностей игровых персонажей за счет улучшения их числовых параметров, обретения предметов и способностей, обычно называемое «прокачкой». Игрок, как правило, может выбрать в каком направлении развивать своих подопечных. Зачастую в CRPG «прокачка» персонажей подменяет собой их личности и сюжет игры, поэтому в ролевых сообществах CRPG не всегда признаются ролевыми играми. Примером наиболее близкой к реальным ролевым играм CRPG обычно считается Planescape: Torment.

Содержание

История

Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были «Dungeon» (1975) и «dnd» (1975). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были «dnd» и «Akalabeth» (1980), давшая начало известной серии «Ultima».

Хронология компьютерных ролевых игр

Примечание: в список вошли не все вышедшие игры, а наиболее значительные, повлиявшие на жанр в целом или широко известные.

1974

  • «dnd»

1975

  • «Dungeon» (PDP-10)

1980

  • «Akalabeth»
  • «Rogue» (UNIX, в последствии портирована на многие другие ОС)

1981

  • Первая игра серии «Ultima» (Apple II)
  • «Wizardry» (Apple II)

1982

  • «Tunnels of Doom» (TI99/4A)

1983

  • Вышла «Ultima III» (DOS, Apple II, Atari ST, Amiga, Commodore 64), воплотившая многие идеи, ставшие стандартом для последующих CRPG
  • «Moria»

1985

  • «Bard's Tale» (Apple II, в последствии Commodore 64, Amiga, Apple IIgs, 8-битное семейство Atari, DOS)
  • «Alternate Reality»
  • Первая игра серии «Phantasie» (Apple II, Atari ST, Commodore 64, DOS)

1987

  • Первая игра серии «Might and Magic» (DOS, Commodore 64)
  • «Wasteland» (Apple II, Commodore 64, DOS)
  • «Dungeon Master» (DOS, Atari ST, Amiga)

1988

  • «Pool of Radiance», первая игра серии «Gold Box» на основе правил «AD&D» и происходящая в мире Forgotten Realms

1990

  • «Angband»
  • «Champions of Krynn», игра серии «Gold Box» в мире Dragonlance
  • «Ultima VI» (DOS)

1991

  • «Ultima Underworld» (DOS) Предположительно, самая первая трехмерная CRPG от первого лица.
  • «Gateway to the Savage Frontier»

1992

  • «Ultima Underworld II» (DOS)
  • «Treasures of the Savage Frontier» — CRPG из серии «Gold Box» на основе правил «D&D», предположительно первая, в которой неигровой персонаж может влюбиться в персонажа игрока, если он правильно себя поведет

1993

  • «Ravenloft:Strahd's Possession» (DOS) «Ответ» компании SSI, которой принадлежали права на «компьютеризацию» игр AD&D, на серию «Ultima Underworld». Первая из игр в ролевой вселенной «Dungeons & Dragons» с «видом из глаз».
  • «Forgotten Realms Unlimited Adventures» (DOS, Macintosh)

1994

1996

1997

  • Первая игра серии «Fallout» (Windows, Macintosh)
  • «Ultima Online» (Windows)

1998

1999

2000

  • «Icewind Dale» (Windows)

2001

2002

2003

2004

  • «City of Heroes» (Windows)
  • «EverQuest II» (Windows)
  • «World of Warcraft» (Macintosh, Windows)
  • «Vampire: The Masquerade - Bloodlines» (Windows)

2005

  • «Star Wars: Knights of the Old Republic II» (Windows, Macintosh)
  • «Fable: The Lost Chaplers» (Windows)
  • «Guild Wars» (Windows)

2006

Эпохальные ролевые игры для PC

1989

  • Pool of Radiance

1990

1992

  • Ishar: Legend of the Fortress
  • Ultima VII: The Black Gate
  • Wizardry 7: Crusaders of the Dark Savant

1993

  • Lands of Lore: The Throne of Chaos
  • Might and Magic V: Darkside of Xeen
  • Ultima Underworld 2: Labyrinth of Worlds

1994

  • Ravenloft: Strahd's Possession
  • Realms of Arkania: Star Trail

1995

  • Stonekeep
  • Thunderscape: World of Aden

1996

1997

1998

  • Baldur's Gate
  • Fallout 2
  • Might and Magic VI: The Mandate of Heaven
  • Аллоды: Печать тайны (Rage of Mages)

1999

2000

  • Baldur's Gate II: Shadows of Amn
  • Deus Ex
  • Icewind Dale

2001

2002

2004

2005

Эпохальные ролевые видеоигры

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

  • Paper Mario: The Thousand-Year Door (GameCube)

2005

Принцип трёх «У»

Важным показателем, свидетельствующим о «ролевой» сущности игры, приближающим её к «настоящим» ролевым играм, является соблюдение так называемого принципа трех «У»: «убить, украсть, уговорить». Название происходит от английского three «S» — «slay, steal, speak». Вкратце его можно сформулировать следующим образом: бо́льшую часть важных с точки зрения сюжета проблем игрок может решить как минимум тремя разными способами. Первый — «убить» — связан с силовым решением проблемы, уничтожением препятствий. Второй — «украсть» — подразумевает уход от прямого решения проблемы, воровство, попытка проскольнуть незаметно. Третий — «уговорить» — связан с решением проблемы через заключение того или иного договора или действие убеждением. Данная классификация достаточно условна, но в целом отображает все возможные варианты.

Для лучшего понимания можно привести пример из игры Fallout: предположим ситуацию, в которой герой должен попасть в здание, однако ему мешают охранник и запертая дверь. Согласно принципу трёх «У» возможны 3 решения:

  • Решение «убить»: герой убивает охранника, взламывает дверь ломом или взрывает динамитом.
  • Решение «украсть»: герой прокрадывается мимо охраника и крадет у него ключ, после чего проникает в здание. Либо взламывает дверь отмычками.
  • Решение «уговорить»: герой объясняет охраннику важность своей миссии, либо обманывает его, выдавая себя за лицо, имеющее право находиться в здании. Охранник сам открывает дверь герою.

Ссылки

См. также


Жанры компьютерных игр
Action • Авиасимулятор • Адвенчура • Аркада • Гонки • Глобальная стратегия • Градостроительный симулятор • MMORPG • Обучающая • Пазл • Платформер • Пошаговая стратегия • Ролевая игра • Симулятор • Симулятор Бога • Симулятор жизни • Спортивная игра • Стелс-экшен • Стратегия в реальном времени • Стреляй и беги • Survival horror • Тактика • Убей их всех • Файтинг • Шутер от первого лица • Шутер от третьего лица • Экономический симулятор
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home