Унгерн-Штернберг, Роман Фёдорович фон


Барон Роберт Николаус Максимиллиан (Роман Фёдорович) Унгерн фон Штернберг (Унгерн, Унгерн-Штернберг, Унгерн фон Штернберг; нем. Robert von Ungern-Sternberg; 29 декабря 1885, Грац15 сентября 1921, Новониколаевск), участник Белого движения, диктатор Монголии.

Содержание

Происхождение и учёба

Из старинного немецко-балтийского (остзейского) баронского рода.

Недолго посещал гимназию, откуда был исключён «из-за плохого прилежания и многочисленных школьных проступков». В 1896 был отдан в Морской корпус; за год до его окончания во время Русско-японской войны оставил учёбу, чтобы отправиться на фронт рядовым в пехотный полк. Однако когда Унгерн попал на Дальний Восток, война уже закончилась. В 1908 окончил Павловское пехотное училище.

Служба

С 1908 служил в Забайкальском казачьем войске (хорунжий). В 1913 вышел в отставку и уехал в Монголию, затем вернулся к семье в Ревель (ныне Таллин, Эстония).

С началом Первой мировой войны служил во 2-й армии генерала от кавалерии А. В. Самсонова, был ранен, но плена избежал. Впоследствии дослужился до есаула, командира сотни.

В августе 1917 Унгерн вместе с есаулом Г. М. Семёновым был направлен в Забайкалье с целью формирования добровольческих частей.

Гражданская война

В Гражданской войне принимал участие на стороне Белого движения, командуя Азиатской конной дивизией в войсках атамана Семёнова в Забайкалье. Генерал-майор (1918), генерал-лейтенант (1919). Награждён Георгиевским крестом Особого Маньчжурского отряда.

Монгольская эпопея

В 1920 Азиатская конная дивизия генерал-лейтенанта Унгерна выступила в сторону столицы Внешней Монголии Урги (ныне — Улан-Батор), занятой китайскими республиканскими войсками. В руках у китайцев на положении заложника находился духовный и светский правитель Внешней Монголии — Богдо-гэген. Унгерн направил на его спасение отряд особого назначения, который и выкрал пленника из города, занятого десятитысячным войском противника. После этого был осуществлён штурм, закончившийся освобождением Урги. Богдо-гэген присвоил Унгерну титулы цин-вана (сиятельного князя) и хана (обычно доступный лишь чингизидам по крови), со званием «Возродивший государство великий батор, командующий».

После этого Унгерн сосредоточил в своих руках фактически всю полноту власти в Монголии и проявил себя как жестокий деспотичный властитель, начав своё правление с резни, направленной против китайского и еврейского населения монгольской столицы, а также лиц, заподозренных в «левых» настроениях.

21 мая 1921 генерал-лейтенант Унгерн издал приказ № 15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. В приказе говорилось:

…в народе мы видим разочарование, недоверие к людям. Ему нужны имена, имена всем известные, дорогие и чтимые. Такое имя лишь одно — законный хозяин Земли Русской Император Всероссийский Михаил Александрович… В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна — смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать «правда и безжалостная суровость». Зло, пришедшее на землю, чтобы уничтожить Божественное начало в душе человеческой, должно быть вырвано с корнем…

Несмотря на то, что частям Азиатской дивизии удалось осадить Кяхту, а западнее — даже прорваться вглубь Забайкалья, поход мая — июня 1921 окончился полной катастрофой. В августе 1921 Унгерн был арестован ранее союзным ему монгольским отрядом и выдан большевикам.

Процесс и казнь

15 сентября 1921 в Новониколаевске, в городском саду «Сосновка» (на ул. Фабричной) состоялся показательный процесс над Унгерном. Процесс был организован по личному распоряжению В. И. Ульянова-Ленина. Главным обвинителем на процессе был назначен Е. М. Ярославский.

С точки зрения большевиков, Унгерн являлся очень удобной фигурой, на которую можно было свалить все существующие и несуществующие грехи Белого движения, что было остро необходимо: в 1921 г. по всей Сибири в условиях политики продразвёрстки и вызванного ею голода начались крестьянские восстания и развернулись действия большевистских карательных отрядов. Для того, чтобы руководство над крестьянским движением не могли взять «белые» вожди, необходимо было опорочить их в глазах населения. Главной задачей суда над Унгерном и являлась попытка убедить общественное мнение, что приемлемой альтернативы большевизму не существует.

Процесс продолжался пять часов. Унгерну предъявили обвинение по трём пунктам: во-первых — действия в интересах Японии, что выразилось в планах создания «центральноазиатского государства»; во-вторых — вооружённая борьба против советской власти с целью реставрации династии Романовых; в-третьих — террор и зверства. Обвиняемый признал себя виновным по всем пунктам, кроме сотрудничества с Японией. Трибунал признал Унгерна виновным по всем трём пунктам обвинения и приговорил к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Богдо-гэген, после получения известия о казни Унгерна, повелел служить молебны о нём во всех дацанах и храмах Монголии.

Историческое значение

Унгерн не являлся характерной фигурой Белого движения, но для большевизма представлял действительную опасность тем, что чуть ли не единственный из руководителей белого движения открыто провозглашал своей целью не Учредительное собрание, а восстановление монархии.

По прошествии времени барон Унгерн представляется феноменом не столько российского или монгольского, сколько мирового масштаба, что подтверждается неугасающим интересом к этой фигуре в художественной литературе, политической мысли и исторической науке.

Барон Унгерн является одним из персонажей фантастического романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота».

Воспоминания

  • Книга Фердинанда Оссендовского «И звери, и люди, и боги» издавалась несколько раз, в частности:
    • Оссендовский Ф. И звери, и люди, и боги / Пер. с англ. В. Бернацкой; Предисл. Ю. Стефанова. М.: Пилигрим, 1994.
    • Оссендовский А. Ф. Люди, боги, звери. М.: Яуза, Эксмо, 2005. 480 с. (Включает очерк Витольда Михаловского об Оссендовском)

Историография

  • Krauthoff, Berndt. Ich befehle! Kampf und Tragödie des Barons Ungern-Sternberg. Bremen: Carl Schünemann, 1938.
  • Юзефович Л. А. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга. М., 1993.
  • Кручинин А. С. Барон Р. Ф. Унгерн-фон-Штернберг: Мифы и реальность // История «белой» Сибири. Кемерово, 1995. С. 144—147. [Критика книги Л. А. Юзефовича]
  • Белов Е. Барон Унгерн фон Штернберг: Биография. Идеология. Военные походы. 1920—1921 гг. М., 2003.
  • Барон Унгерн в документах и мемуарах / Сост. С. Л. Кузьмин. М., 2004.


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home